Есть ли у них идеология?

"Олюшка, привет! Это мои очередные умные мысли, которые я обещал вчера.

Опять послушал Рибентропыча и его старую боевую швабру. Он мечтательно описывал, как европейцы приползут на брюхе. Есть мнение, что он талантливо притворяется „тоже маньяком“. А на самом деле тайно удерживает настоящего маньяка от самого плохого. Но я не один год вслушиваюсь, как он через губу сплевывает слово „англосаксы“, позаимствованное из пропагандистского арсенала его предшественников 30-х. Нет, такое чувство невозможно имитировать. Это адское пламя ненависти. Это хтонь.

А если без таких расплывчатых со строго научной точки зрения определений, как „хтонь“, то это называется „идеологически мотивированная позиция“. У меня много лет идет теоретический спор с Игорем-старшим по вопросу о том, „есть ли у них идеология“. Правда, после 22-го года он стал признавать, что они все же произвели некий „идеологический продукт“. Но продолжал утверждать, что это „эрзац-идеология“, она ненастоящая, имитационная, заемная.

Главный аргумент Игоря – идеология предполагает наличие хоть сколько-нибудь внятного образа будущего. А вот как раз этого у них и нет совсем. Есть только постмодернистское (тролячье) стремление деконструировать, заляпать все существующие истины и идеалы. Между тем, еще в конце нулевых появились два объемистых сборника ультраконсервативных публицистов – "Проект Россия" и "Крепость Россия". И их „апешечка“ рассылала региональным администрациям для обязательного чтения. Вместе с работами Ильина. И там уже все было.

Да, эти вполне сорокинские антиутопии были основаны на заимствованиях. В первую очередь – у „охранителей“ XIX века. Но и у позднейших идеологов „консервативной революции“ брать не стеснялись. Так люди вообще придумали мало чего нового со времен Древней Эллады. С тех пор политические мыслители заняты в основном тем, что перекладывают в разном порядке довольно ограниченный набор „идеологических кубиков“. Но давайте зафиксируем: лаборатория по выращиванию из пробирки идеологии для новых хозяев жизни (не обремененных обширными познаниями в области философии) работала уже в нулевые.

Продолжение следует (видимо, на следующей неделе) 26.06.2025"

*.*.*

Продолжение рассуждений Александра Скобова об идеологии российской власти

"Олюшка, привет! Это продолжение моих умных мыслей.

Идеология имеет сложную структуру. В ней есть свои „базис“ и „надстройка“: картина мира и представления о должном (ценности), над которыми „надстраиваются“ обобщения и выводы, собственно доктрика, включающая упоминавшийся „образ будущего“ и программу его достижения. Надстройка тут тоже „возвратно влияет“ на базис.

В идеологии можно выделить внешнюю, публичную сторону (она может включать чисто пропагандистскую этикетку, "для обмана покупателей") и сторону непубличную, то, о чем стараются говорить поменьше. Но иногда проговариваются.

Потребность в идеологии – это потребность человека в объяснении мира и в оправдании себя (и своих притязаний) в этом мире. Так, бандит может оправдывать себя тем, что все остальные на самом деле такие же и только прикидываются добропорядочными от слабости. Это уже зародыш политической идеологии.

В конце 21-го (может, в начале 22-го) года у меня была статья "Бесхозные территории". Так персонаж, с которого я начал свои размышления, публично назвал целую группу стран на востоке Европы. Вот он, базис „их идеологии“. У каждого народа должен быть хозяин. И это не сам народ. Это „элиты“ – свои или чужие. В зависимости от „ранга“ народа.

В фундаменте „их идеологии“ лежит убежденность постсоветской элиты в несубъектности человека как такового. В его полной управляемости теми, в чьих руках ресурсы (силовые и денежные). Да и нет у людей нужды в субъектности. Им нужен лишь относительно уютный хлев и относительно добрый хозяин. За исключением немногих избранных, наделенных „волей к власти“!

Эту убежденность постсоветская элита выстрадала, пройдя через горнило криминального „первоначального накопления“ 90х. И на этот жесткий социал-дарвинистский фундамент потом очень легко „надстроились“ слащаво-сентиментальные концепции „особой русской духовности“. Потому что их суть вовсе не во „всемирной отзывчивости русской души“, а в том, что не в правах счастье. А в служении элите, от которой надо терпеть все. Это главное „конкурентное преимущество“ в борьбе с другими народами. Вот как-то так.

28.06.2025

Александр Скобов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter