28 марта 1584 года умер Иван VI Грозный. Возвеличивание его роли в русской истории началось только в советское время по личному указанию Иосифа Сталина. В 30-е годы ХХ века шла реабилитация тех исторических фигур, которые усиливали государство, завоевали новые земли, давали "отпор Западу". Был возрожден старый пантеон героев земли Русской: Александр Невский, Дмитрий Донской, Пётр Первый.
Но включение в этот список Ивана Грозного было личной прихотью Сталина, который взял курс на "восстановление подлинного исторического образа Ивана IV в русской истории, искаженного дворянской и буржуазной историографией". Деятели культуры тут же принялись за работу. Сначала Алексей Толстой, до этого воспевший Петра Первого и сделавший его в своем романе похожим на Сталина, написал пьесу об Иване Грозном, сопровождая её вступительным словом: "Это народный царь, народолюб и любимец народа, которого бояре изводят и вызывают на жестокие поступки". Дальше к осмыслению фигуры царя приступил Сергей Эйзенштейн, снявший свой фильм, где есть и коллективный Запад, и боярский заговор, и народный характер прогрессивной опричнины, и борьба за "святую Русь".
В первой серии его кинопроекта Иван Грозный очень походил на Сталина. Вторая серия, в которой были экранизированы ужасы опричнины, была запрещена. Последние годы жизни Эйзенштейн провёл в ожидании ареста. Но ему повезло. Актёр Николай Черкасов, сыгравший Грозного, вспоминал: "Иосиф Виссарионович отметил прогрессивную роль опричнины и заметил, что ошибка Ивана Грозного состояла в том, что он не сумел ликвидировать пять оставшихся крупных феодальных семейств, не довел до конца борьбу с феодалами… Ему нужно было бы действовать еще решительнее!"
Опричное войско, созданное Грозным в 1565 году для укрепления собственной единоличной власти и подавления инакомыслия, прикрепив к седлу собачьи головы и метлы, буквально выгрызали и выметали крамолу по всей стране. "Прогрессивная роль" этих отрядов смерти, уничтоживших по приказу Грозного Великий Новгород и убивавших людей прямо на улицах Казани, в понимании Сталина заключалась в подавлении оппозиции. Куда бы ни приезжал Иван Грозный, он привозил с собой не только опричников, но и свои страхи и подозрительность, свою жестокость и кровожадность. Всюду начинались казни и пытки. Мы знаем имена многих жертв Грозного благодаря удивительному документу — "Синодику опальных".
Под конец жизни царь милостиво объявил прощение всем казненным и сделал большие пожертвования в монастыри на помин их душ. Всех своих жертв он, правда, вспомнить не мог. Палачи - тем более. В таком случае в церковных записках писали: "Ты, Господи, сам ведаешь имена их".
После смерти Грозного страна пришла в экономический упадок: выяснилось, что опричнина не усилила, а ослабила страну и государственный аппарат. Сказались и последствия Ливонской войны, в результате фактического поражения в которой Россия не смогла закрепить свои позиции в Балтийском регионе. Вскоре после смерти вождя началась смута.
! Орфография и стилистика автора сохранены