Я неоднократно писал, что человечество за всю свою историю смогло найти только две экзистенциальные ценности — свободу и справедливость. И у них есть одна общая черта, выделяющая их в ряду прочих категорий: для них невозможно дать строгое определение и их невозможно измерить.

Поэтому невозможно создать общество, в котором будет внедрена хотя бы одна из этих ценностей, а тот факт, что они важны в равной мере, создает бесчисленное множество комбинаций, которое и делает человечество столь многообразным. В каждом обществе каждая из этих ценностей существует в своей собственной "величине" и в своем собственном балансе с другой.

Но если мы не можем ни определить, ни измерить ни свободу, ни справедливость, то мы очень хорошо способны измерять их противоположности: не-справедливость и не-свободу. Мы прекрасно понимаем и вряд ли будем сомневаться в том, что ограбить стариков и отобрать у них пять лет заработанной ими пенсии — это несправедливо. И никакое блеяние гланоначальствуещего вора, обокравшего их: "Прошу отнестись с пониманием", не прибавит к этой несправедливости ни кванта этой ценности.

Со свободой та же история: нам сложно определить степень свободы, но ее отсутствие мы ощущаем практически безошибочно.

Столь же специфическое свойство невозможности измерения абсолютной величины есть, к примеру, у такой термодинамической функции, как энтропия. Но наука вышла из положения, измеряя её "дельту" — то есть, разность. Есть формулы, есть критерии, есть единицы измерения. Проще говоря: для статичной системы "в моменте" измерить такую величину невозможно, а вот в динамике — нет проблем.

Так и в обществе - мы вполне можем даже на уровне ощущений сравнить "вчера" и "сегодня" и сказать: стала ли наша социальная система более свободной или более справедливой. Или наоборот. Здесь могут быть применены вполне строгие критерии и оценки, поэтому такие измерения достаточно объективны.

Но вот сказать "наше общество свободно и справедливо" нельзя без сравнения: либо с другим обществом, либо с тем же самым, но в другое время.

На мой взгляд, именно эти две уникальные черты (неопределимость и неизмеряемость абсолютных значений) двух глобальных ценностей и делает их таковыми.

Мюрид Эль

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены