Va, pensiero, sull’ali dorate…
("Мчитесь, грёзы на золотых крыльях…")
Хор рабов-евреев из оперы Дж. Верди "Набукко" ("Навуходоносор") -
неофициальный гимн Италии во второй половине XIX века.
Эти рассуждения продолжают мой "физико-лирический" цикл, начатый в статье "Мемы и архетипы" и продолженный в"Волны поднимают ветер", в котором я рассматриваю социокультурные процессы как аналог космических явлений.
Очередным побудительным импульсом для моих размышлений стал эксперимент учёных из Научно-исследовательского центра Института имени Вейцмана (Израиль) и научного центра Цинвест (Мексика), проверивших теорию излучения Хокинга на лабораторных аналогах черных дыр.
В своих экспериментах они использовали световые импульсы в нелинейной волоконной оптике для установления искусственных горизонтов событий.
Горизонт события - это сфера вокруг Чёрной дыры, из-за которой ничто не может вырваться наружу из гравитационной ловушки.
Излучение Хокинга – гипотетическое излучение, вырывающееся из окрестностей Чёрных дыр.
Суть в том, что вокруг вращающихся Чёрных дыр есть область Эргосферы, удачно пролетев которую на огромной скорости, пара элементарных частиц разделяется – одна может приобрести колоссальную энергию, расплатившись за это своей сброшенной за горизонт событий "подругой". Речь может идти и об одной частице, пожертвовавшей частью своих кварков.
Я решил применить это к рассуждениям о взаимоотношениях между локальными цивилизациями и их варварской периферией, о которых прочитал в работе профессора Яковенко И. Г. "Познание России: цивилизационный анализ" (М: Наука, 2008, 978-5-02-036226-0).
Как уже известно моим читателям, я рассматриваю мемы только в понимании Ричарда Докинза – как способные к эволюции (адаптации) социокультурные "кванты", имеющие многие свойства элементарных частиц, включая волновое распространение и рекомбинирование внутренней структуры ("кварков"). Именно с этой точки зрения мне захотелось рассмотреть трансформации мемов (или пакетов мемов).
Если активную высокую культуру сравнить с вращающейся Чёрной дырой, то посмотрим, что произойдёт при её взаимодействии с инокультурным влиянием. Обычная – национальная, племенная – культура такой цивилизацией либо поглощается без остатка, либо становится её сателлитом, прикованным к пределу статичности. А дальше начинается "лимитроф" - "вечная" периферия цивилизации, которую я уподобляю эргосфере.
Мемы высокой культуры не воспринимаются "варварским" "лимбом", но для него очень важно получать мемы адаптированные, а в итоге получается мем (пакет мемов), идеально подходящий для культуртрегерства. Такое мощное распространение (самые лучшие примеры здесь – буддизм, эллинизм, христианство, ислам, Просвещение, большевизм, либеральная глобализация) я уподобляю сверхтекучести.
Вот в римскую периферию попадает "коммунистический лепет недорезанных евреев" (Илья Эренбург, "Необычайные похождения Хулио Хуренито И его учеников мосье Дэле, Карла Шмидта, мистера Куля, Алексея Тишина, Эрколе Бамбучи, Ильи Эренбурга и негра Айши, в дни Мира, войны и революции, в Париже, в Мексике, в Риме, в Сенегале, в Кинешме, в Москве и в других местах, а также различные суждения учителя о трубках, о смерти, о любви, о свободе, об игре в шахматы, о еврейском племени, о конструкции и о многом ином", Париж, 1921). Сначала появляется универсальное христианство (отчасти создающее условия для появления ислама), а затем Западная цивилизация, подчиняющая себе планету.
И историческая энергетика новых мемов многократно превышает первоначальный импульс. Однако есть и часть, без остатка растворённая Римской цивилизацией – это тот самый иудейский (зелотский) компонент раннего христианства. Он не входит в то христианство, что совершает победное шествие по миру… Но потом вдруг оживает в самом сердце Запада – как эсхатологические революционные движения, вершиной которых стали доктрины Мозеса Гесса и его ученика Карла Маркса.
И только в "эргосфере" дочерней по отношению к Европе Российской цивилизации эти доктрины превращаются в большевизм и "трудовой сионизм". Весь мир же воспринимает коммунизм именно как мутацию большевизма. Причём, показательно, что на территории бывшей Российской империи и в Восточной Европе устанавливается такой извод большевизма, как сталинизм (коммуновизантизм), он же популярен в континентальной Западной Европе. А вот за Атлантикой (в Северной и Латинской Америках) и в Китае большее воздействие имели вариации троцкизма. Хотя в Восточной Азии периодически вверх брали традиции "мандаринского" конфуцианства, при котором коммунизм маскировал "меритократическую" деспотию.
Интересен обмен мемами. В ответ на "политэкономию" Маркса Россия ответила Западу большевизмом. Запад в ответ испустил нацизм. А вот нацизм как раз в России совсем не пошёл. И не по той причине, о которой говорил Дмитрий Быков (радикальный антисемитизм гитлеровцев), но потому, что нацизм предполагает веру своего адепта в своё превосходство. В нацизме нет сакральной государственной власти – есть харизматический вождь.
В России же, с ее византийскими установками на то, что правитель – ВРИО Христа, и с обожествлением власти как таковой, могли получить поддержку фашизоидные аберрации мистического монархизма (как в "Черной сотне") или идеология консервативной революции, основанная на аффектированном офицерско-аристократическом имперстве (как в "Белом движении").
Строго говоря, на полях Гражданской войны "Бар-Кохба" сражался с крестоносцами… В общем и итог был такой же, как если бы Ги де Лузиньян попал в Римскую Сирию первой трети 2 века.
Поэтому из всего нацизма в России укоренились только конспирологический антисемитизм и сакрализация милитаризма.
Интересно, что хотя нацизм индуцировал послевоенный советский антисемитизм и вообще трансформацию советской системы в левый (антирыночный) фашизм, но реактивным ответом Западу стало появление мощнейшего исторического антагониста такой фашизации – правозащитного движения, вынудившего Свободный мир заменить свою идеологию с Защиты Демократии на Приоритет Прав человека.
Но вот ответом на это со стороны Свободного мира стала вдруг получившая необычайную популярность в России концепция Уильяма Ростоу полувековой давности об "индустриальном классе", интерпретированная как теория конвергенции, исходя из которой социальным гегемоном должны быть организаторы производства и высокопрофессиональные эксперты, и тогда все проблемы решит экономический рост.
Вот именно так представляется мне механизм взаимодействия культур через обмен преобразуемыми в лимитрофах мемами.
Ещё один космический феномен, натолкнувший меня на социальные аналогии, - гипотеза о том, что причиной возникновения новых Вселенных являются сингулярности вакуума, возникающие в результате столкновения двух мощнейших гравитационных волн - от старой космической катастрофы и от новой. Идя по пути аналогий, я предположил, что социально-политические "сингулярности", начинающие новый исторический инверсионный цикл (см. "Историческая "таблица Менделеева""), появляются как итог наложения эха от двух катаклизмов – случившегося поколение назад и недавнего.
Теперь я предлагаю в качестве гипотезы следующую картину. Для смены социокультурной парадигмы (удавшейся или "почётно проигрывающей" революции) необходимо, чтобы в социуме имелись:
а) социальный слой, считающий, что он вправе и способен по уровню своей компетенции стать новым "социальным гегемоном" [т. е. являющийся субэлитой или контрэлитой];
б) живая память о возможности успешного активного социального действия (выигранная война, победившая предыдущая революция, период больших реформ), дающая моральные силы для сопротивления гнёту и борьбы.
Тут надо отметить, что, например, применительно к России представление о "всенародной победе" в Советско-германской войне 1941-45 годов* сохраняла почти исключительно интеллигенция: начальство уверено, что оно и победило, а народные массы считают, что они победили по указаниям начальства.
Строго говоря, именно такое отношение и является критерием выделения границ интеллигенции в социуме – она убеждена, что победил народ (и вместе с ним интеллигенция), а начальство и народ относят все заслуги Сталину и Жукову (теперь на этот "Олимп" телевизионно добавили главу СМЕРШа Абакумова – незадачливого палача Еврейского Антифашистского комитета).
Именно поэтому главная задача государственной пропаганды и интеллектуальной "дисциплинарной секции" при деспотии – внушать представления о невозможности или полной бесперспективности осмысленных коллективных солидарных действий (допустимы лишь индивидуальные челобитные, на которых можно демонстрировать "человеческое лицо" власти). А противодействие такому внушению – главная задача независимых интеллектуалов.
________
* Не могу именовать "Отечественной" войну, в которой число воюющих или выполняющих небоевые задачи в германских частях было такого же порядка, что и число красноармейцев, так что внутри войны шла ещё и гражданская (как это было во Франции и Италии).
! Орфография и стилистика автора сохранены