С кем ни поговоришь, везде примерно одна картина.
"Стали меньше покупать" (в продовольственном магазине), "сократилось число клиентов" (в парикмахерской), "те люди, которые раньше уезжали на Новый год за границу из Москвы, теперь остались" (наблюдение владельца ресторана). И так далее.
Спрос на товары и услуги сокращается. Несколько лет подряд наблюдалось замедление темпов роста ВВП. Теперь же, в 2015 году, по разным оценкам, спад ВВП в российской экономике составит около 5%. Это очень много.
Но это только первая проблема, другая — продолжительность спада. Сколько он будет длиться? Год, два, три? Когда ВВП вернётся к докризисному уровню?
Теперь, наверное, будет понятнее, до какой степени российская экономика стояла на нефтегазовой подпорке — упала одна костяшка домино и вслед за ней посыпались остальные.
Пока ещё есть запасы, есть прошлые привычки, жизнь в условиях спада непродолжительна – поэтому неуверенность в завтрашнем дне, может быть, и не является всеобщей.
Но очевидно, что двигатель российской экономики выключен, она движется лишь в силу инерции.
Искусство управления государством в моменты, подобные тому, который переживает наша страна, заключается в выделении главного. Сегодня главное — разрушение экономики, основанной на доминировании сырьевого сектора и высоких ценах на сырьё.
Решению этой задачи должно быть подчинено всё остальное, отодвинуто в сторону то, что не нужно, главное — война против Украины.
Метод лечения — стимулирование совокупного спроса — известен. Но это лекарство будет иметь небольшое значение в условиях санкций — ограничений на доступ к мировому рынку капиталов, сопутствующему оттоку капитала из России.
Поэтому, если потребуется ради отмены санкций перестать поддерживать донецких и луганских гопников, вывести из Украины российских наёмников, войска, забрать оружие, то это нужно делать как можно скорее. То же касается Крыма. Пока ещё дело не зашло слишком далеко, необходимо найти практическое решение.
Если кому-то нужно было оценить экономические пределы, до которых может докатиться экспансия современной России, то они измерены кризисом, этот предел — границы государства.
Поэтому пенная волна безумия, которая вылилась в прошлом году за границы России в Украину, должна хотя бы уже по одной силе экономической необходимости отхлынуть обратно.
Альтернатива — застойное, гниющее болото на всём подчинённом пространстве — "историческом", "возвращённом" и захваченном. Вам нужна такая Россия? Точнее — то, что от неё оставит кризис.