Оксана Черкашина из Читы 27 января находилась на свидании с мужем в ИК-5. Утром они курили около окна, когда послышались топот ног, крики, команды, нецензурная брань. Люди в черных масках размахивали дубинками и избивали другую часть людей. Черкашина видела, как один человек упал, а человек в маске нанес ему удары ногой по корпусу. Находящаяся на свидании с мужем Яна Ивакова проснулась в начале седьмого утра от громкого лая собак и увидела как на плацу большое количество сотрудников, про которых обычно говорят "маски-шоу", избивали осужденных, которые были в полураздетом виде.
Директор ЗПЦ Виталий Черкасов неделю добивался от УФСИН, чтобы правозащитникам показали, в каком состоянии находятся осужденные ИК-5, но их туда не пустили, объявив карантин.
3 февраля колонию смогли посетить представители уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае, после чего прошла информация о том, что омбудсмен Николай Каргин "направит в следственный комитет заявление о возможном возбуждении уголовного дела по факту избиения заключенных в ИК-5".
При проверке сообщений о насилии в ИК-3 правозащитники установили, что 24 января туда вводился тюремный спецназ. По официальной версии УФСИНа, во время обыска в штрафном изоляторе (ШИЗО) один из осужденных ударил сотрудника. Когда к нему применили резиновую палку, остальные осужденные "начали буйствовать: стучать в двери и выкрикивать угрозы", а более 30 из них "сымитировали порезы, поцарапав верхние слои кожи".
Правозащитники кроме официальной версии располагают и другой, основанной на данных родственников осужденных и пояснениях 20-летнего Романа Чеснокова,
освободившегося из ШИЗО колонии сразу после этих событий. Утром 24 января сотрудники колонии потребовали, чтобы осужденные сняли свитера и кофты, которые они надевали под робу из-за низкой температуры в камере. Требование, как утверждает Роман, не выполнил только один осужденный, тувинец, который мог не понять команду. Тогда сотрудник схватил его за шею и стал трясти, а тувинец в ответ ударил сотрудника по лицу. Его увели в другое помещение и принялись избивать. Остальные осужденные начали стучать в двери и кричать, чтобы тувинца не трогали. Через два часа в ШИЗО приехал спецназ, который, по словам Романа, избил всех осужденных. Утром 25 января избиения повторились. Тогда осужденные Избиения прекратились, раненым вызвали врачей колонии для оказания помощи.
Как отметил Черкасов, версии УФСИНа и бывшего осужденного Романа сходятся в одном — массовых беспорядков в ШИЗО ИК-3 не было. Был инцидент с одним осужденным, который сотрудники могли погасить без привлечения спецназа.
Софья Микитик
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter