Удивительно, как судьба подносит различные сюрпризы. За относительно короткое время позволяет побывать в самых невероятных состояниях и сыграть самые разные роли. И все это, замечу, по одной теме.

Первая роль, которую мне пришлось играть 10 декабря 2007 года, была роль досматриваемого ОБЭП по Восточному округу города Москвы в связи с выявлением нелицензионных программных продуктов на возглавляемой мной фирме. Вторая роль – роль просителя заступничества в большом числе чиновничьих кабинетов и общественных структур. Третья – роль ответчика по делу использования нелицензионных программных продуктов (НПП), завершившемуся предупреждением за нарушения в сумме 42 тыс рублей – ничтожным, относительно общей суммы вложенных в легальные программные продукты средств (около 2 млн рублей). Четвертая роль – в связи с оглушительным резонансом на статью "Ментовское ноу-хау", прочитанную премьер-министром c подачи вице-президента ТПП РФ С.Н.Катырина и рекомендованную к прочтению замминистра МВД России.

В этой совершенно неожиданной для себя роли VIP-персоны я оказался, будучи приглашенным в МВД РФ. Вряд ли кого удивит желание сотрудников, даже высокого милицейского ведомства, взять с вас объяснения по случившемуся – борьба со"стрелочниками" в иные времена была главной в борьбе с проблемами. Тем не менее, меня заверили, что грядут масштабные изменения в подходах к проблеме. Первое, что я понял, будут самым серьезным образом регламентировать действия проверяющих. Ну, это мы знаем, похоже на обычную кампанейщину. Этих регламентаций хватает, как правило, месяца на три, от силы – шесть.

Самым же главным оружием милиционеров 2008 года станет супердиск с программой по определению нелицензионных программных продуктов (НПП), в течение 5 минут выявляемых в любом персональном компьютере. Вот как! Эксперимент намечен в трех областях России и при удачном исходе будет реализовываться по всей стране. Я тут же представил себе несчастных, до сих пор мало знакомых с проблемой руководителей малых и средних предприятий, накрытых проверками, словно гигантской волной.

Что же получается, каленым железом, по сталински, будем бороться с этой заразой? Выходит, что так. Ведь если таким жестким образом милиционеры будут делать эту работу, то чем же 2008 год лучше года 1937. А настоящее решение проблемы, по-моему, не обсуждается на совещаниях по НПП прокуроров, следователей, сотрудников ОБЭП.

На мой взгляд, главными положительными составляющими прожитого страной семидесятилетнего периода должны быть совершенно другие подходы к гражданам. Великий перуанский экономист Эрнандо де Сото, консультирующий правительства развивающихся стран (гранты правительства США), настаивает на скорейшем переводе решения экономических споров из уголовной (что характерно для всех стран с переходной экономикой) в арбитражную практику. Требуется серьезная, в этом ключе, инвентаризация нашего уголовного кодекса со стороны заинтересованных общественных объединений предпринимателей и законодателей.

Государство не должно без заявления правообладателя самостоятельно вести борьбу с нарушениями в интеллектуальной сфере.

Что касается НПП, то последние годы идет ужесточение уголовного законодательства. При этом остается одинаковая уголовная ответственность и для тех, кто цинично нарушает законы, зарабатывая миллионы долларов на незаконном использовании авторских прав и нелицензионных программных продуктов (например, в те, кто печатает по 50-60 тысяч пиратских дисков или начиняет сотни ПК нелицензионными начинками) и для тех, кто просто использует НПП.

Пригласившие меня на встречу сотрудники МВД были сильно удивлены услышанным. Они не готовы пока обсуждать альтернативные предложения. А, на мой взгляд, это не только их компетенция. Но закрытость их совещаний от представителей предпринимательской общественности ни к чему хорошему не приведет. Законы будут только хуже.

Если я правильно понял, на этих совещаниях они не обсуждают возможность использовать инструмент предписаний во время проверок для исправления ошибок пользователей ПК. Значит, грядет новая волна ужесточений? Разработчики супердиска прекрасно понимают его слабости. Серьезные структуры, чтобы не покупать дорогие лицензионные продукты Майкрософт, быстро внедрят противоядие выявлению НПП и уклонятся от ответственности. Значит, на рынке появятся предложения по защите от супердисков? Будет как прежде: одни – убегают, другие – догоняют?

Эти спецсовещания не предусматривают важнейшей роли предпринимательских объединений, министерств и ведомств в деле активного содействия по выходу из"тени". То есть не обсуждаются формы профилактики правонарушений в борьбе с НПП.

Жаль, что я не обратил внимания на календари в кабинетах сотрудников МВД. Складывается впечатление, что на их календарях далеко не 2008 год!

Статья первоначально была опубликованна на сайте VDCR.Ru 17 марта 2008 года.

Илья Хандриков

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter