В последние годы о существовании Совета безопасности России вспоминали нечасто. Как будто этой структуры и вовсе не существовало. Напоминали о Совете лишь краткие строчки информационных сообщений, в которых говорились об очередном заседании этого загадочного органа.

Совсем иначе обстояло дело лет десять назад. Тогда секретарей российского Совбеза знали поименно и лицо. Тем более что лица были узнаваемыми – в разные годы эту должность занимали Юрий Скоков, Иван Рыбкин, Александр Лебедь. Кстати, в 1996-1997 годах пост заместителя секретаря Совета безопасности занимал Борис Березовский. Таким образом, нынешний "злой гений российской политики" отметился и на крупной государственной должности.

После ухода из Совета безопасности Александра Лебедя о самом органе стали забывать. Сегодня лишь немногие вспомнят имена секретарей Совбеза начала третьего тысячелетия.

Некоторые специалисты утверждают, что Совет безопасности России изначально не соответствовал задачам, под которые создавался. Совбез появился у нас по аналогии с подобными органами за рубежом. Подразумевалось, что он будет решать задачи стратегического планирования и станет определяющим военно-политическим органом в стране. Однако никакого стратегического планирования в стране тогда не существовало. Более того – даже опытные политики имели о нем весьма смутное представление. Зато велика была потребность в специалистах, умеющих быстро и качественно решать военно-тактические задачи. Решением подобных задач и занялся Совет безопасности. Фактически он превратился в оперативный штаб по "латанию дыр", образовавшихся в результате недоработок других ведомств. Поскольку статус Совета также был прописан смутно, то он стал, согласно русской поговорке, тем самым типичным "местом", которое становится значимым в зависимости от значимости занимающего его человека. Когда должность секретаря занимал яркий политик или полководец, Совет безопасности оказывался в центре внимания общественности. Если же секретарь был личностью невыразительной, то и о Совбезе быстро забывали.

За последние годы, как уже говорилось, о Совете безопасности вспоминали нечасто. Злые языки даже поговаривали, будто Совбез превратился в место почетной ссылки. Наверное, это определение будет справедливым лишь отчасти. Например, бывший глава министерства внутренних дел Владимир Рушайло, видимо, действительно был отправлен в Совбез подальше от людской молвы. Слишком уж ярок был "шлейф" истинных и мнимых грешков, тянувшийся за некогда всесильным "главным милиционером" страны. Зато талантливый дипломат Игорь Иванов никак не подходил на роль опального чиновника. Другое дело, что на роль стратега он также явно не годился. При Иванове Совет безопасности превратился в аналитический центр, добросовестно выполняющий рутинную работу по сбору и систематизации информации. Наверное, большего от него и не требовалось.

Однако с началом очередного выборного цикла задачи вполне могли измениться. Проводимая руководством страны политика, вне зависимости от ее оценок различными аналитиками, объективно требовала перехода к стратегическому военно-политическому планированию. Возможно, тогда, когда это стало очевидным, в Кремле вспомнили об изначальном предназначении Совета безопасности.

Но изменение задачи требует изменения роли и статуса Совбеза. Понятно, что совершенно иные требования будут теперь предъявляться к человеку, занимающему пост секретаря Совета безопасности. При всем внешнем обаянии Игорь Иванов на эту роль также никак не подходил. Скорее всего, именно в этом заключалась причина его отставки. Косвенно это подтверждает тот факт, что отставка Иванова не стала неожиданностью. Слухи о ней ходили, как минимум, последние шесть месяцев. Причем Кремль, вопреки обыкновению, не опровергал эти слухи. Правда, и не подтверждая их. В любом случае отставка секретаря Совета безопасности стала своеобразной "рокировкой", в результате которой расстановка политических в стране сил претерпела существенные изменения.

В данный момент Совет как никогда ранее готов к кардинальным реформам. Недаром об этих якобы предстоящих в самое ближайшее время реформах, заговорили вслух. В результате, вероятно, организованной, как всегда, "утечки информации" стало известно о готовящемся документе, расширяющем полномочия Совета безопасности. По информации издания "Газета", Совбез превратится в орган, контролирующий силовые ведомства, к тому же разрабатывающий политическую стратегию страны. Эксперты не исключают, что после ухода с поста президента Владимир Путин сам займет место секретаря Совета безопасности.

Возникает вполне естественный вопрос: а готов ли сам президент к столь кардинальным изменениям, которые, возможно, потребуют проведения конституционной реформы? Да и нужно ли ему это?

Полагаю, что на первый вопрос с большой долей вероятности можно дать утвердительный ответ. Реорганизация Совета безопасности вполне вписывается в работу по выстраиванию "вертикали власти". Известно ведь, что эта работа, как и сама "вертикаль", давно уже превратилась в "идею фикс" российского лидера. С другой стороны – создание единого контролирующего силового органа будет способствовать усилению влияния самих силовиков. Понятно, что это тоже по душе Владимиру Путину. Директор Московского центра Карнеги Алексей Малашенко считает такое реформирование вполне возможным. Владимир Путин действительно может после ухода с поста президента занять пост секретаря нового Совета, и тогда роль Совбеза возрастет в разы. С ним согласен и директор Института стран СНГ Владимир Жерихин. Он считает такое развитие событий вполне логичным. Той же позиции придерживается и политолог Сергей Марков.

А вот на второй вопрос однозначного ответа нет. У варианта, при котором экс-президент России занимает пост секретаря Совбеза, есть один серьезный минус. Дело в том, что главой Совета безопасности является действующий президент страны. Секретарь Совбеза находится в его прямом подчинении. Зная характер Владимира Владимировича, легко догадаться, что такое положение его вряд ли устроит. Конечно, никто не сомневается в том, что думское большинство в случае необходимости может без проблем внести изменения в Конституцию. Однако выведение даже такого высокопоставленного чиновника, как секретарь Совбеза, из-под контроля президента выглядело бы слишком экзотично.

Полагаю, что у Путина сейчас нет готового решения этой проблемы. Не знаю даже, существует ли вообще такое решение. Однако если оно будет найдено, реализация сценария, при котором экс-президент займет кресло секретаря обновленного Совбеза, представляется вполне вероятным.

Георгий Глазунов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter