Это исследование в сентябре 2023 года было заказано подкомитетом Европейского парламента по правам человека (DROI) и дополняет отчет по той же теме Исследовательской службы Европарламента (EPRS) от апреля 2023 года, как и другие расследования насильственного перемещения и депортации украинских детей Россией с 24 февраля 2022 года. На основе цитат украинских чиновников доклад обсуждает природу проблемы, возникшие вызовы для Киева и Брюсселя, а также возможные пути их решения. Приведена реакция Украины на депортацию, а также первые отклики иностранных правительств и неправительственных организаций. На этом фоне представлены различные рекомендации для действий Европейского Союза и других международных заинтересованных сторон. Политические рекомендаций основываются на интервью с экспертами в Киеве и призваны запустить процесс не только репатриации незаконно перемещенных детей, но и восстановления справедливости.

Содержание

Список сокращений

1. Обзор событий и контекст

1.1 Российская стратегия депортации и ее геноцидальный характер

1.2 Масштабы, процедуры и пути перемещения

1.3 Российские законы и органы, регулирующие ассимиляцию

2. Реакция на российскую перевозку детей в Украине и за рубежом

2.1 Официальные заявления и действия Киева

2.2 Украинские неправительственные реакции и инициативы

2.3 Действия иностранных государств в ответ на депортации

3. Выводы и политические рекомендации

3.1 Оценка текущих инициатив: почти нет репатриации

3.2 Рекомендуемые действия для ЕС и международных организаций

3.3 Рекомендуемые действия для исследовательских структур

3.4 Рекомендуемые действия для СМИ и пиар-компании

Список интервью с экспертами

Список сокращений

БОКК

Белорусское общество Красного Креста

СЕ

ДНР

Совет Европы

Донецкая Народная Республика

ЕП

Европейский парламент

ЕС

Европейский Союз

МУС

Международный уголовный суд

МККК

Международный комитет Красного Креста

ЛНР

Луганская Народная Республика

НПО

Неправительственная организация

БДИПЧ

Бюро по демократическим институтам и правам человека

ОБСЕ

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

РЦПЧ

Региональный центр прав человека

УСПР

Украинская сеть за права ребенка

ООН

Организация Объединенных Наций

КПР ООН

Комитет ООН по правам ребенка

ЮНИСЕФ

Международный чрезвычайный детский фонд ООН

США

Соединенные Штаты Америки

ЙШОЗ

Йельская школа общественного здоровья (Yale School of Public Health)

 

1. Обзор событий и контекст

В настоящем докладе термин "ребенок" и "дети" употребляются в значении, приведенном в статье 1 Конвенции о правах ребенка: "ребенок означает каждое человеческое существо до достижения им восемнадцатилетнего возраста"[2]. В данном контексте термин "перемещение" применяется к перевозке украинских детей, которые были принудительно или незаконно транспортированы российскими государственными органами, но остались на оккупированной Россией территории Украины. Термин "депортация" означает односторонний акт государства, направленный на принудительное выселение лица с его родины; в данном случае речь идет о тех детях, которые были незаконно вывезены из Украины на международно признанную территорию России[3].

1.1 Российская стратегия депортации и ее геноцидальный характер

Начиная с 2014 года и особенно с 2022 года, Москва осуществляет возмутительную политику широкомасштабного принудительного перемещения и депортации украинских гражданских лиц, включая десятки, если не сотни тысяч детей, среди которых есть также тысячи несовершеннолетних и подростков без сопровождения их взрослых законных опекунов. Беларусь участвовала в этой кампании, хотя и в относительно небольшой степени. Эти невероятные действия являются проявлением более широких патологических черт советского и неосоветского политического мышления и поведения[4].

Как российское, так и белорусское правительства унаследовали инструментальный подход к правам человека, включая детей, от внутренней и внешней политики СССР. Например, так называемым "законом Димы Яковлева" 2012 года Москва запретила усыновление российских детей американскими гражданами в ответ на "Акт Магнитского" против российских чиновников, причастных к нарушениям прав человека. Таким образом, российское правительство и парламент лишили тысячи российских детей с тяжелыми пороками, живущих в российских домах-интернатах, шанса вырасти в американских приемных семьях[5].

В этом отчете рассматривается история перемещения, депортации и русификации украинских детей без сопровождения их взрослых законных опекунов в период с 24 февраля 2022 года по 10 октября 2023 года, а также первые реакции на эти события. В нем не рассматриваются такие важные документы, как доклады Независимой международной комиссии по расследованию ситуации в Украине, созданной Советом Организации Объединенных Наций (ООН) по правам человека в феврале 2022 года[6], и ордера на арест Владимира Путина и Марии Львовой-Беловой, выданные Международным уголовным судом в марте 2023 года[7]. Эти и подобные актуальные правовые темы освещаются в докладе Юлии Иоффе для Европейского парламента в феврале 2024 года[8], который также включает обсуждение нового Международного центра по преследованию преступления агрессии против Украины, созданного в июле 2023 года на базе Агентства Европейского Союза по вопросам сотрудничества в сфере уголовного правосудия "Eurojust"[9].

В рамках такого отчета было бы резонно также включить историю сопровождаемых украинских детей, которые были принудительно перемещены российским правительством вместе с их взрослыми законными опекунами – либо в пределах оккупированных Россией территорий Украины, либо из Украины в Россию. Сопровождаемые дети составляют большинство перемещенных и депортированных детей и подростков. Частично их постигла похожая судьба, и на сегодня они также являются потерянными для Украины. Поэтому в своих публичных заявлениях киевские чиновники часто не проводят четкой разницы между принудительно вывезенными в Россию украинскими детьми в сопровождении и без сопровождения. Более того, вывоз Москвой сопровождаемых детей и подростков, как и в случае с несопровождаемыми детьми, часто происходил с применением той или иной формы принуждения или угрозы принуждения к самим детям и/или их законным опекунам.

Принудительное перемещение и будущая репатриация сопровождаемых украинских детей – это, однако, другая проблема, чем нынешняя печальная судьба и возможное возвращение в будущем украинских несовершеннолетних перемещенных или депортированных Российской Федерацией без сопровождения их взрослых законных опекунов. Большинство украинских детей без сопровождения, которые попали под незаконную российскую опеку, имеют близких родственников или других законных опекунов в Украине. Однако, как их принудительное перемещение, так и будущая репатриация имеют вызовы, которые отличаются и часто являются более сложными, чем те, которые касаются возвращения сопровождаемых детей в Украину.

Особым аспектом принудительного перемещения и дальнейшей русификации украинских детей без сопровождения их взрослых законных опекунов является фактор времени. Чем дольше продолжается организованное российским государством перемещение, ассимиляция и промывание мозгов детей без сопровождения, тем проблематичнее становится репатриация как для них, так и для их семей. Многие дети интегрируются в российское общество, привязываются к своим приемным общинам или семьям и проникаются кремлевскими нарративами[10]. Вероятность несогласия с их репатриацией, когда она станет возможной, возрастает тем больше, чем дольше они находятся под российским контролем. Это, несомненно, хорошо известно Москве и она на это цинично рассчитывает.

Осенью 2023 года, например, официальный российский правительственный бюллетень бесстыдно сообщил о группе из 31 украинского ребенка без сопровождения, которую подобрали в Мариуполе в 2022 году и отправили через Донецк в Россию. Семеро из этих несовершеннолетних, которые к 2023 году достигли 18-летнего возраста, как радостно сообщает российский правительственный бюллетень, решили остаться в России[11]. Такой необратимый результат депортации иллюстрирует, что ассимиляционная политика России в отношении украинских детей уже имеет долговременные последствия[12].

Этот отчет не может подробно описать, обсудить и интерпретировать разнообразие, коннотации и изменения позиций, которые перемещенные или депортированные украинские дети и их законные опекуны занимали в прошлом, занимают сейчас и будут занимать в будущем. Они могут варьироваться от полного несогласия до полного согласия. Однако следует помнить, что все такие заявления граждан Украины, начиная с 2014 года, были сделаны в условиях потенциального, латентного или откровенного принуждения. Интенсивные национальные и международные пропагандистские кампании России, ее многовариантная война (гибридная, делегированная, обычная, геноцидная и т.д.) против Украины, террористическая оккупация и бомбардировка украинских территорий, ее воспитательные программы для детей и взрослых рассчитаны на то, чтобы генерировать выражение согласия. Большинство мнений, высказанных украинцами, которые находятся под оккупацией или в России, не следует воспринимать за чистую монету, поскольку они формируются в условиях различных ограничений и давления. Они могут быть искренними, но также могут быть ложными, ситуативными, конформистскими, предвзятыми или искаженными другим образом. Более того, такие мысли могут меняться со временем и зависеть от текущего местонахождения не только детей, но и их законных опекунов, которые их сопровождают или разведены с ними.

Агрессивная политика Москвы по изъятию детей является одним из аспектов десятилетней военной агрессии России против Украины, который иллюстрирует ее характер как демографического, а не только географического завоевания, а также как национально-культурного, а не только военно-политического проекта[13]. Одной из целей "специальной военной операции" с 2022 года является захват и дальнейшая русификация большого количества украинских граждан, чтобы поддержать сокращающееся население России[14]. Эта цель, возможно, была – по крайней мере на начальном этапе – такой же важной для Москвы, как и аннексия украинских территорий. Перемещение и депортация детей происходит в оккупированном Крыму и на Донбассе с 2014 года[15]. Однако об этом стало широко известно только в 2022 году, когда количество таких незаконных перевозок резко возросло.

Учитывая согласованный характер усилий Москвы по перемещению, депортации и русификации молодых граждан Украины, различные ученые, а также международные институты начали применять понятие "геноцид" к этим действиям России[16]. Среди других таких заявлений, в отчете Парламентской ассамблеи Совета Европы (СЕ) за 2023 год отмечается, что "задокументированные доказательства этой практики соответствуют международному определению геноцида"[17]. Такому подходу и терминологии также отдают предпочтение большинство украинских чиновников[18].

1.2 Масштабы, процедуры и пути депортации

В период с 24 февраля 2022 года по 10 октября 2023 года Россия переместила или депортировала по меньшей мере 19 546 украинских детей без сопровождения. Это официальная цифра, предоставленная украинским правительственным порталом "Дети войны", который также содержит статистику по убитым, покалеченным, пропавшим без вести, найденным, возвращенным и пострадавшим от жестокого обращения детям[19]. Однако эта ежедневно обновляемая статистика включает только тех детей, о которых родственники, свидетели или местные органы власти предоставили правительству информацию о депортации ребенка в Россию или перемещении в пределах оккупированной Россией части Украины, и где такие свидетельства уже проходят проверку[20]. Вероятно, реальная цифра значительно выше.

С 2022 года распространяются самые разные оценки общего количества депортаций. В интервью в июне 2023 года Дарья Герасимчук, Уполномоченный Президента Украины по правам ребенка и реабилитации детей, отвергла ошеломляющую цифру, обнародованную российскими властями – 744 000 якобы незаконно "эвакуированных" украинских детей. Вместо этого Герасимчук подсчитала, что количество депортированных и принудительно вывезенных детей может составлять до 300 000[21]. Это количество и подобные оценки украинских чиновников, наверное, также включают несовершеннолетних в сопровождении законных опекунов, которые были принудительно вывезены в Россию вместе с их родителями.

Очевидно, Москва намеренно распространила преувеличенную оценку количества "эвакуированных" детей, которая призвана размыть разницу между геноцидной депортацией и русификацией украинских детей, а также другими формами перемещения украинских несовершеннолетних и подростков в Россию. Если цифра 744 000 не случайна, то она может включать, например, детей украинских трудовых мигрантов в России. Такое размывание преступлений, совершенных Россией, с помощью статистической гиперболизации имеет целью скрыть природу, масштабы и намерения российских нарушений прав человека.

Перемещенных или депортированных без сопровождения украинских детей можно разделить на следующие категории:

  • "Дети войны" в более прямом понимании — это несовершеннолетние, которые по разным причинам остались одни во время боевых действий. Эти дети без сопровождения взрослых были забраны российскими чиновниками и активистами из прифронтовой зоны или оккупированных украинских территорий.
  • Родителей или родственников некоторых детей российские агенты (чиновники, активисты, коллаборационисты и т.д.) убеждали отправить их детей в российские летние лагеря или другие рекреационные центры. После согласованного периода отдыха многих из них удерживали дольше и/или перевозили в другое место.
  • Начиная с 2014 года, дети-сироты и другие несовершеннолетние, проживающие в украинских детских домах, систематически перемещаются или депортируются российскими властями. По данным Регионального центра прав человека (РЦПЧ), по состоянию на сентябрь 2023 года 3 855 детей из украинских интернатов были депортированы или перемещены[22]. Следует отметить, что, по данным Украинской сети за права ребенка (УСПР), менее 10% несовершеннолетних и подростков в украинских интернатах являются настоящими сиротами, то есть не имеют живых родителей[23].
  • Некоторые украинские дети были разлучены с родителями в так называемых "фильтрационных лагерях" вдоль линии фронта[24].

Из всех четырех категорий большинство незаконно перемещенных украинских детей без сопровождения имеют близких родственников или других законных опекунов. Некоторые из них проживают на подконтрольной правительству территории Украины, тогда как другие сами являются перемещенными лицами и живут за границей. В подавляющем большинстве случаев ни родственники, ни соответствующие украинские государственные органы не давали разрешения на постоянное перемещение Россией этих детей.

В феврале 2023 года Гуманитарная исследовательская лаборатория Йельской школы общественного здоровья (ЙШОЗ/YSPH) опубликовала следующий график (рис. 1), который иллюстрирует два пути насильственного перемещения украинских детей в Россию и их малочисленное возвращение к законным опекунам.

Движение ребенка через российскую систему лагерей перевоспитания и усыновления. Источник: Лаборатория гуманитарных исследований ЙШОЗ, 2023.

Некоторые детские лагеря в России рекламируют "интеграционные программы" для украинских детей. К концу 2022 года по меньшей мере 32 из 43 таких лагерей были определены ЙШОЗ как занимающиеся систематическим политическим перевоспитанием. В отчете ЙШОЗ, опубликованном в феврале 2023 года, отмечалось, что "два объекта были связаны с депортацией детей-сирот": психиатрическая больница и семейный центр[25]. 41 летний лагерь находился либо в оккупированном Россией Крыму, либо в самой России: "12 были сосредоточены вокруг Черного моря, 7 – на территории Крыма, а 10 – вокруг Москвы, Казани и Екатеринбурге". 11 лагерей расположены на расстоянии более 500 миль от границы Украины с Россией, в том числе 2 в Сибири и 1 в Магаданской области на Дальнем Востоке России возле Тихого океана[26].

По данным РЦПЧ, в течение первых девяти месяцев 2023 года "Россия не только не прекратила, но и усилила свои усилия по "перевоспитанию" украинских детей. В период с мая по сентябрь 2023 года было зафиксировано 85 случаев перевозки 8 254 украинских детей в летние лагеря или санатории. Эта сеть заведений заметно расширилась по сравнению с 2022 годом. Некоторые из них работают под опекой самого президента Путина, например, лагерь "Океан" во Владивостоке, расположенный в 9 000 километров от детских домов. Сейчас в России существует 46 таких лагерей, еще 7 лагерей на территории оккупированного Крыма [также идентифицированы ЙШОЗ] и, по меньшей мере, 4 таких заведения в Беларуси"[27].

В ноябре 2023 года Лаборатория гуманитарных исследований ЙШОЗ опубликовала отчет, посвященный участию Беларуси в российской программе депортации, в котором подробно описано, что с 24 февраля 2022 года более 2 400 детей из Украины в возрасте от шести до 17 лет были вывезены в 13 учреждений по всей Беларуси[28]. В докладе ЙШОЗ также указано, что "более 2 000 детей [...] были перевезены в детский центр "Дубрава" в Минской области Беларуси с сентября 2022 года по май 2023 года, [...] тогда как 392 ребенка были перевезены в 12 других учреждений. [...] Перевозки в Беларусь через Россию были "окончательно согласованы" между президентом России Владимиром Путиным и лидером Беларуси Александром Лукашенко [...]. Лукашенко одобрил использование государственных организаций для перевозки детей из Украины в Беларусь и финансирование их транспортировки. По прибытии в Беларусь дети подвергаются военной подготовке и перевоспитанию [...]"[29]. Неизвестно, сколько детей, выявленных в исследовании Йельского университета, остаются в Беларуси.

1.3 Российские законы и органы, регулирующие ассимиляцию

Хотя принудительное перемещение детей уже происходило в период 2014-2021 годов, систематическая и массовая кампания началась в начале 2022 года в рамках масштабной депортации гражданского населения из Донбасса в Россию. Она ускорилась после 24 февраля 2022 года в рамках "специальной военной операции" (то есть полномасштабной войны) РФ в Украине. Например, 26 апреля 2022 года, по словам так называемой Уполномоченной по правам ребенка в России Марии Львовой-Беловой, 27 якобы детей-сирот из Донбасса были официально переданы в российские семьи[30]. Это было сделано без разрешения украинских властей, а с "политического согласия" так называемых Луганской народной республики (ЛНР) и Донецкой народной республики (ДНР). На тот момент эти псевдо-республики были только что признаны Москвой как "государства" и ждали присоединения к России, которое произошло через пять месяцев.

Россия приняла ряд новых нормативно-правовых актов, призванных способствовать русификации и ассимиляции украинских детей. Среди первых таких нормативных актов были: Постановление Правительства РФ № 348 от марта 2022 года об интеграции украинских детей из "ЛНР" и "ДНР" в российское общество; Приказ Министерства образования РФ № АБ-631/05 от марта 2022 года, направленный на выявление и переобучение депортированных детей, плохо владеющих русским языком; а также изменения в указы Президента РФ № 183 и 187 от 2019 года в мае 2022 года, которые упростили процедуру получения российского гражданства украинскими детьми, (якобы) оставшимися без родительской опеки[31]. После этих и ряда других подзаконных актов 18 марта 2023 года Государственная Дума приняла закон, позволяющий упростить процедуру выхода из гражданства Украины для детей в возрасте до 14 лет[32]. Эти изменения привели к тому, что, согласно отчету Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ/БДИПЧ), дети "практически не имеют права голоса во всем процессе [смены гражданства], и то же касается их родителей или других (первичных) законных опекунов в случаях, когда дети разведены с ними"[33].

В процессе депортации и усыновления участвуют различные российские государственные органы, а координирующую роль играет Львова-Белова. Предоставление российского гражданства дает право усыновленным детям на "социальные гарантии", то есть доступ к государственным субсидиям. Это создает финансовые стимулы для потенциальных усыновителей[34]. Согласно Семейному кодексу России, усыновленные дети приравниваются по статусу к родным детям своих родителей. Усыновление в России, таким образом, "может вести за собой изменение имени, фамилии, даты и места рождения ребенка. При этом [такие акты] руководствуются принципом тайны, из-за чего нет и не может быть никакой базы данных об усыновленных детях"[35]. Это затрудняет установление статуса усыновленных Россией украинских детей и их родственников в Украине[36].

В определенный момент российское правительство в ответ на международную критику в 2022 году в отношении некоторых депортированных детей заявило, что они были просто переданы под опеку, а не предложены для усыновления в российские семьи[37]. Однако правдоподобность или, по крайней мере, дальнейшая обоснованность таких опровержений вызывает сомнения[38]. Известно, что, начиная с 2014 года, многочисленные дети-сироты из оккупированного Крыма и Донбасса, вывезенные в Россию, были не только устроены под опеку, но и усыновлены российскими гражданами[39].

В феврале 2023 года ЙШОЗ идентифицировала десятки федеральных, региональных и местных чиновников, вовлеченных в оперативную и политическую реализацию российской программы депортации и русификации детей[40]. Деятельность этих чиновников включает: логистическую координацию; сбор средств; обеспечение снабжения; управление детскими лагерями; а также продвижение кампании русификации в России и на оккупированных территориях Украины. По состоянию на начало 2023 года "по меньшей мере 12 из этих лиц еще не были внесены в американские и/или международные санкционные списки"[41]. Ключевые лица, принимающие решения, и их официальные функции в процессе расселения, перевоспитания и усыновления украинских детей приведены на Рисунке 2.

Высшее руководство, вовлеченное в систематическое перемещение, перевоспитание и усыновление украинских детей. Источник: Лаборатория гуманитарных исследований ЙШОЗ, 2023[42].


2. Реакция на российскую перевозку детей в Украине и за рубежом
2.1 Официальные заявления и действия Украины

Украина реагировала на насильственные перемещения через различные публичные заявления и дипломатические каналы. 8 апреля 2022 года тогдашняя Уполномоченная по правам человека Людмила Денисова сообщила Комитету ООН по правам ребенка (КПР ООН) и Глобальному альянсу национальных правозащитных институтов. К тому времени из Украины было вывезено более 121 000 детей – преимущественно вместе с семьями из Донбасса[43]. По мере того, как эта практика продолжалась и ускорялась, украинские чиновники делали все больше заявлений по этому вопросу и обращались к конкретным лицам. С одной стороны, это были украинские родственники незаконно перемещенных детей[44], а с другой – российские приемные семьи, которые, возможно, не знали о своей причастности к международному преступлению[45]. В марте 2023 года вице-премьер-министр Украины Ирина Верещук безуспешно обращалась в Москву: "Публично обращаюсь к российскому уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой и российскому уполномоченному по правам детей Марии Львовой-Беловой. Предлагаю безотлагательно передать украинской стороне списки всех детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, которые: 1) на 24.02.2022 были гражданами Украины, до 18 лет включительно, 2) сейчас находятся на временно оккупированных территориях Украины, 3) были вывезены из временно оккупированных территорий Украины на российскую территорию"[46].

Начиная со второй половины 2022 года, критика со стороны Украины все чаще звучит в адрес международных институтов и иностранных партнеров. Особенно те организации, на которые возложена задача предотвращать насильственные перемещения детей и отменять их, характеризуются Киевом как недостаточно активные и эффективные. В ноябре 2022 года глава Офиса президента Украины Андрей Ермак раскритиковал Международный комитет Красного Креста (МККК): "К сожалению, из-за очень пассивной позиции международных организаций, в частности МККК, мы сегодня не имеем возможности зафиксировать точную цифру, сколько и где находится наших детей"[47].

19 мая 2023 года Вирджиния Гамба, специальный представитель Генерального секретаря ООН по вопросам детей и вооруженных конфликтов, встретилась в Москве с Львовой-Беловой, которая в то время уже находилась в розыске МУС, и говорила с ней о депортации украинских детей. За эту встречу Гамба подверглась жесткой критике не только со стороны украинских комментаторов, но и – как отмечают в Украине – со стороны Государственного департамента США[48]. Несмотря на встречу Гамбы со Львовой-Беловой и отсутствие каких-либо конкретных результатов, в 2023 году в так называемом "списке позора" ООН – т.е. ежегодном докладе Генерального секретаря "Дети и вооруженные конфликты" для Генеральной Ассамблеи ООН, опубликованном вскоре после поездки Гамбы в Москву, – не было упомянуто о массовой российской депортации и перемещении украинских детей без сопровождения и с сопровождением[49].

В мае 2023 года Верховная Рада Украины призвала "институты СЕ и ЕС, ОБСЕ в Европе, КПР ООН, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, Детский фонд ООН [ЮНИСЕФ], Международную организацию по миграции и МККК активизировать работу по разработке международных механизмов идентификации, возвращения и воссоединения похищенных и насильственно депортированных детей, защиты интересов, возвращения похищенных и насильственно депортированных детей домой и воссоединения с их семьями"[50]. В том же месяце президент Зеленский публично обратился к "Ватикану с просьбой присоединиться к усилиям Украины по возвращению украинских детей, незаконно и принудительно вывезенных в Россию, фактически похищенных"[51].

Поскольку депортации детей продолжались, и лишь некоторые из них были отменены, украинское правительство начало различные новые инициативы. Среди них – Центр национального сопротивления, который собирает, в частности, информацию о незаконном перемещении, Центр защиты прав ребенка, программа "Вернем детей", а также Координационный совет по вопросам защиты прав и безопасности детей при Президенте Украины под председательством руководителя Офиса Президента Украины Ермака. План действий "Вернем детей живыми" объединяет усилия украинских государственных органов, международных и неправительственных организаций (НПО), а также неравнодушных граждан. По словам Уполномоченной Герасимчук, эта программа имеет целью: возвращение и реинтеграцию украинских детей, перемещенных или депортированных Россией; развитие семейных форм воспитания детей-сирот; фиксацию преступлений; содействие межпарламентскому сотрудничеству; коммуникацию с общественностью[52]. Однако к осени 2023 года к своим украинским опекунам было возвращено менее 400 детей из почти 20 000 официально зарегистрированных перемещенных или депортированных детей[53].

2.2 Украинские неправительственные реакции и инициативы

Ряд неправительственных организаций присоединился к документированию, предотвращению и отмене организованных Россией государственных перемещений и принудительных депортаций украинских детей. Фонд "Спасем Украину", основанный Николаем Кулебой, бывшим Уполномоченным Президента Украины по правам ребенка, украинская секция международной сети СОС Детские Деревни и РЦПЧ являются организациями, которые работают на возвращение депортированных детей.

25 февраля 2022 года была создана большая коалиция общественных организаций под названием "Украина: В пять утра". Она объединяет 31 общественную организацию, а также отдельных экспертов, которые документируют военные преступления России и преступления против человечности. Коалиция добивается защиты и правосудия для жертв через различные национальные и международные правовые механизмы. В январе 2023 года коалиция опубликовала в Киеве отчет "Депортация граждан Украины с территории проведения активных боевых действий или с временно оккупированной территории Украины на территорию Российской Федерации и Республики Беларусь"[54].

Примером, иллюстрирующим еще один тип общественной реакции на незаконные перемещения и депортации, являются "Киборги". Это проект, объединяющий журналистов и специалистов по информационным технологиям, которые расследуют преступления России в Украине, разоблачают коллаборационистов и развенчивают российские фейки. Например, KibOrg удалось получить доступ к оккупационной базе данных "Дети Донбасса" с информацией о похищении, передаче личных дел детей гражданам России, принудительной "паспортизации" и коллаборационизме на местах[55].

2.3 Действия иностранных государств в ответ на депортации

Осведомленность международной общественности о массовой депортации детей Россией растет только медленно. После широкомасштабного вторжения она сначала стала предметом внимания в странах Центрально-Восточной Европы. Например, 25 мая 2022 года министры, ответственные за социальную политику Украины, Эстонии, Чехии, Латвии, Литвы, Польши и Словакии выступили с совместным заявлением, в котором осудили незаконные перемещения и депортации и связанные с ними нарушения международного права со стороны России[56]. 1 июля 2022 года международные правозащитные организации призвали Россию к введению моратория на международные усыновления, которые не соответствуют украинским законам и международному праву. На начало марта 2023 года его подписали 43 международные неправительственные организации[57].

В сентябре 2022 года Европейский парламент (ЕП) принял резолюцию, в которой призвал Россию, среди прочего: "немедленно прекратить [...] все принудительные перемещения детей на оккупированные Россией территории и в Российскую Федерацию, а также любое межгосударственное усыновление детей, перемещенных со всей международно признанной территории Украины; [...] отменить все законы, способствующие усыновлению украинских детей; [...] немедленно предоставить информацию об именах, местонахождении и состоянии здоровья всех задержанных или депортированных украинцев, а также разрешить и обеспечить безопасное возвращение всех украинских гражданских лиц, включая детей; [...] немедленно предоставить международным организациям, таким как УВКПЧ [Управление Верховного комиссара ООН по правам человека] и ЮНИСЕФ, доступ ко всем украинским детям, включая детей; [....] немедленно предоставить международным организациям, таким как УВКПЧ [Управление Верховного комиссара ООН по правам человека] и ЮНИСЕФ, доступ ко всем украинским детям, которые были принудительно депортированы на оккупированные Россией территории и в Россию; [и] обеспечить безопасность и благополучие украинских детей, находящихся в России и на оккупированных Россией территориях, а также защитить их от опасностей, связанных с войной и ее последствиями"[58].

Будучи одной из первых таких значимых иностранных деклараций, резолюция ЕП была высоко оценена в Украине как отражающая позицию и требования правительства в то время[59]. В февральской резолюции 2023 года ЕП пошел дальше и заявил, что передача детей из одной этнической группы в другую является преступлением геноцида[60]. Как отмечалось выше, эта классификация также была поддержана Парламентской ассамблеей СЕ в апреле 2023 года и должным образом отмечена в Украине[61]. Однако термин "геноцид" не был использован в параллельном отчете ОБСЕ/БДИПЧ, который вместо этого говорил о "преступлениях против человечности" – нюанс, который был отмечен в комментарии украинского правительства к отчету[62].

Вскоре после этого, в апреле 2023 года, Россия использовала неформальную процедуру ООН для распространения дезинформации о передаче детей. В ответ на действия Москвы ЕС вместе с 22 другими государствами подписал "Совместное заявление"[63]. Многосторонняя декларация заявляет: "Мы однозначно осуждаем действия РФ в Украине, в частности, принудительную депортацию украинских детей, а также другие серьезные нарушения в отношении детей, совершенные российскими войсками в Украине"[64].

1 июня 2023 года, в Международный день защиты детей, 23 иностранные дипломатические миссии в Украине обнародовали совместное заявление о принудительной депортации Россией украинских детей: "Мы привлечем Россию к ответственности за ее незаконные и варварские действия в Украине!"[65]. 18 августа 2023 года Уполномоченная Президента Украины по правам ребенка Дарья Герасимчук, Координатор системы ООН в Украине Дениз Браун и Представитель ЮНИСЕФ Мурат Шахин подписали совместный превентивный план по прекращению грубых нарушений прав детей в условиях вооруженной агрессии России против Украины[66].

В июле 2023 года советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк указывал, что Эр-Рияд и Анкара ведут переговоры с Москвой о возвращении украинских детей[67]. В октябре 2023 года издание Financial Times подтвердило, что Турция и Саудовская Аравия уже несколько месяцев ведут переговоры с Россией о репатриации украинских детей[68]. Эмират Катар также присоединился к неформальной дипломатии и добился осенью 2023 года репатриации четырех детей из России в Украину[69].

3. Выводы и политические рекомендации
3.1 Оценка текущих инициатив: почти нет репатриации

Кроме документов, процитированных в этом отчете, дальнейшие заявления, декларации, резолюции, протесты и т.д. составляют впечатляющее количество текстов с четкими месседжами, недвусмысленными целями и решительными формулировками. Эти заявления исходят не только от украинских стейкхолдеров, но и от других государственных органов и неправительственных организаций, а также от международных институтов и органов ЕС, включая Европарламент. Однако, несмотря на такое всестороннее осуждение, по состоянию на 13 февраля 2024 года из России было возвращено только 388 украинских депортированных детей[70]. Тысячи украинских несовершеннолетних без сопровождения взрослых остаются в России или на оккупированной ею территории без своих законных опекунов. Как отмечалось выше, чем дольше они находятся вдали от своих домов и семей, тем сложнее становится их будущая репатриация.

Иногда наблюдалось выборочное сотрудничество со стороны российского правительства в отношении возвращения некоторых украинских детей. Например, в пропагандистских целях было распространено видео воссоединения украинской семьи в России; в ленте заметно фигурировала Львова-Белова, которая приписывала себе заслугу в успешном проведении акции[71]. Однако, несмотря на многочисленные обращения к российскому правительству, никакой прозрачной процедуры, механизма или алгоритма воссоединения семей и репатриации детей так и не было создано[72].

Не только двусторонняя коммуникация по этому вопросу оказалась безуспешной. Попытки найти решение в рамках многосторонних форматов и международных организаций также оказались неэффективными. Уполномоченная Президента Украины по правам ребенка Герасимчук пожаловалась: "Международный комитет Красного Креста должен был быть той организацией, которая должна была бы быть первой на месте и спасать людей, но, к сожалению, на практике в Украине это не сработало"[73].

Вместо того, чтобы предотвратить насильственные перемещения и остановить их, Белорусское общество Красного Креста (БОКК), которое до недавнего времени являлось членом Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, приняло участие в депортации украинских детей в Беларусь[74]. Дмитрий Шевцов, генеральный секретарь БОКК, публично хвастался этой деятельностью, после чего БОКК было подвергнуто резкой критике со многих сторон, включая МККК[75]. В телевизионном репортаже правительственного телеканала "Беларусь 1" Шевцов отверг эту критику и защитил участие своей организации в вывозе детей с оккупированных территорий Украины в Беларусь как гуманитарную акцию в интересах депортированных детей[76].

3.2 Рекомендуемые действия для ЕС и международных организаций

Пока к власти в России и Беларуси не придут более ответственные правительства, необходимы массированные многосторонние и разнонаправленные действия, чтобы способствовать быстрым и ощутимым изменениям. Национальные и транснациональные акторы должны перейти от словесных интервенций к действиям, ориентированным на результат. Комбинирование общественного давления с неформальной дипломатией должно проложить путь к скорейшему возвращению максимального количества украинских детей домой. Следующие рекомендации начинаются с общих предложений, после чего очерчиваются возможные меры со стороны ЕП, ЕС и его государств-членов – в соответствии со "Стратегией ЕС по правам ребенка и европейских гарантий для детей" и других документов ЕС[77].

Поскольку комплексное и публичное решение вопроса сотрудничества с Москвой пока невозможно, назрела необходимость проведения всемирной кампании по разоблачению и пристыжению со стороны национальных правительств и парламентов, международных организаций и правозащитных организаций в сотрудничестве со СМИ и социальными сетями. Параллельно с дипломатическими попытками воссоединить украинских детей с их семьями следует увеличивать количество публичных заявлений всех заинтересованных сторон для распространения по всему миру. Начальные результаты в этом направлении, хотя и незначительные, уже достигнуты и показывают, что привлечение России к неформально организованной репатриации возможно[78]. Следуя этим примерам, следует поддерживать дальнейшее посредничество со стороны правительств стран, не входящих в Североатлантический альянс, например, стран Азии и/или незападных НПО, таких как международные гуманитарные, религиозные и профсоюзные организации[79].

В июне 2023 года глава Офиса президента Украины Андрей Ермак заявил о рассмотрении помощи Ватикана как посредника: "Мы будем приветствовать усилия и будем счастливы, если представитель Папского престола сможет помочь нам в освобождении пленных из российского плена и возвращению домой незаконно депортированных украинских детей"[80]. Эти попытки пока были безуспешными, но их следует продолжать. Члены Европарламента, которые имеют связи с Католической Церковью и другими религиозными организациями, включая национальные православные церкви, должны изучить возможности для начала диалога с Русской Православной Церковью и другими официально признанными российскими религиозными организациями с целью содействия возвращению украинских детей из России.

Дипломатические усилия других государств, таких как Катар, Саудовская Аравия или Турция (см. раздел 2.3), также могут служить моделями для подобных попыток в будущем. Представительства ЕС и посольства государств-членов во всем мире должны консультироваться с успешными посредниками относительно их опыта. Необходимо поддерживать такую деятельность и в дальнейшем, а также изучать готовность и способность других незападных правительств и организаций выполнять роль неформальных посредников между российскими властями и украинскими семьями, чтобы способствовать репатриации.

Среди наблюдателей в Киеве также существуют надежды, что соответствующие страны, такие как Казахстан, Индия или Южная Африка, могут – в рамках таких структур, как Евразийский экономический союз или группа БРИКС – способствовать посредничеству в возвращении депортированных детей в Украину. Пример многосторонних переговоров, приведших к Черноморской зерновой инициативе, упоминается как, возможно, подходящая модель. Некоторые эксперты предлагают официально назначить страну или группу стран в качестве третьей стороны-посредника, возможно, с мандатом от Генеральной Ассамблеи ООН[81]. Дипломаты стран-членов ЕС должны изучить возможность назначения такого государства-посредника или коалиции через ООН, ОБСЕ или другую правительственную организацию, в которой Россия все еще является участником.

В рамках подхода "называния и позора", о котором говорилось выше, РЦПЧ предложил вместо того, чтобы просто упоминать о массовой депортации детей Россией в общих гуманитарных или политических декларациях, принять и обнародовать официальные специальные документы с конкретным требованием о репатриации украинских детей[82]. Это должны сделать Генеральная Ассамблея ООН, международные парламентские ассамблеи и как можно больше национальных парламентов. Это бы соответствовало примерам соответствующих заявлений Европейского парламента и Парламентской ассамблеи Совета Европы[83], а на национальном уровне – Сената США в июне 2023 года и парламента Словакии в марте 2023 года[84]. Принятие Словацким национальным советом отдельной декларации с осуждением российских преступлений против украинских детей и женщин было признано украинским парламентом[85].

Чиновники и дипломаты ЕС должны поддержать совместную инициативу членов ЕС в ООН по принятию Генеральной Ассамблеей ООН специальной резолюции, посвященной исключительно украинским детям, захваченным Россией. Текст такой резолюции должен содержать прямое требование к российскому правительству о репатриации всех принудительно перемещенных или депортированных украинских детей в Украину. Она также должна требовать немедленного прекращения всех недобровольных перемещений украинских гражданских лиц, в том числе украинских несовершеннолетних без сопровождения взрослых, в пределах оккупированных Россией территорий и в Россию. Депутаты Европарламента могут предложить своим коллегам у себя дома сформулировать и принять соответствующие национальные парламентские декларации, а также поставить вопрос о соответствующих многосторонних резолюциях, инициированных делегациями их стран на межпарламентских ассамблеях.

Комитеты и политические группы Европарламента могут инициировать дальнейшие действия для привлечения большего внимания общественности к судьбе депортированных детей и их семей по примеру семинара Европарламента 13 ноября 2023 года[86]. Это могут быть открытые слушания в помещениях Европарламента и национальных парламентов с участием родственников депортированных украинских детей, которые готовы публично выразить свои взгляды и чувства. Отдельные депутаты Европарламента могут рассмотреть возможность объявления спонсорской помощи определенным депортированным детям и их семьям, если это желательно и приемлемо для них. Специальные конференции в Брюсселе, Страсбурге или в других важных местах могут объединить украинские группы гражданского общества, активистов из стран-членов ЕС и международных правительственных и неправительственных организаций, специализирующихся на защите детей. Они также должны включать представителей средств массовой информации.

Кроме того, РЦПЧ предложил заключить соглашения между Украиной и партнерами, желающими сотрудничать в сфере репатриации; расширить список пока санкционированных российских лиц, причастных к депортации, и расширить средства воздействия на уже санкционированных деятелей; МУС должен выдать новые ордера на арест по образцу ордеров на арест Путина и Львовой-Беловой; добавить новые преступления к перечисленным в существующих ордерах; конфисковать замороженные российские активы и перепрофилировать их на нужды детей, ставших жертвами незаконной депортации и принудительного перемещения[87].

Необходимо принять дополнительную резолюцию Европарламента, которая бы детализировала эти и подобные предложения, определила порядок их реализации и предложила конкретные меры различным органам ЕС и государствам-членам. Ограничения в отношении российских чиновников, причастных к депортации и ассимиляции украинских детей, должны стать заметной чертой в пакетах санкций ЕС[88]. Санкции ЕС, связанные с депортацией и ассимиляцией украинских детей, должны быть распространены на российские НПО, компании, школы, университеты, профессиональные организации и т.д., которые участвуют – часто открыто и даже демонстративно – в депортации и русификации[89].

Депутаты Европарламента и чиновники ЕС должны использовать свое влияние и голоса, чтобы требовать более активной, четкой и видимой позиции международных организаций, призванных уменьшить страдания гражданского населения и детей во время насильственных конфликтов. МККК, ЮНИСЕФ, УВКБ ООН и другие подобные структуры софинансируются государствами-членами ЕС. Эти организации, по мнению Киева, демонстрируют недостаточное сопротивление, длительную покорность и публичную мягкость в отношении массового перемещения и депортации украинских детей Россией, которые необходимо срочно прекратить[90].

Среди дальнейших предложений РЦПЧ относительно шагов, которые могут быть предприняты заинтересованными сторонами по всему миру в сотрудничестве с украинскими специализированными организациями, является расширение списков подтвержденных и вероятно депортированных детей; передача этих списков для проверки в Россию через соответствующие международные организации или третьи государства; определение мест в Украине и за ее пределами для временного размещения возвращенных в Украину детей с их родственниками или другими уполномоченными опекунами; обращение к России с просьбой о возвращении депортированных детей в Украину. Например, международный опыт, по мнению УСПР, свидетельствует о том, что "детские хабы" могут быть созданы в третьих странах, а именно за пределами Украины и России. Там депортированные дети могли бы встречаться со своими украинскими опекунами (родственниками и другими законно уполномоченными опекунами), а также детскими психологами. Там они имели бы возможность и время обдумать и решить для себя свое будущее[91]. Депутаты Европарламента и чиновники ЕС могли бы инициировать создание таких центров для воссоединения семей и переходных периодов в странах-членах ЕС в Восточной и Центральной Европе.

Формальные правовые последствия депортации в Россию часто будут более серьезными, чем последствия перемещения на оккупированных территориях Украины, когда, например, они приводят к усыновлению. Несмотря на это, пока оккупированные территории Украины не будут освобождены, принудительную перевозку украинских детей в саму Россию иногда может быть легче отменить, чем незаконное перемещение в пределах частей Украины, захваченных Россией. Российское рудиментарное верховенство права и гражданское общество функционируют лучше внутри России, чем на украинских территориях, аннексированных Россией в 2014 и 2022 годах. Учитывая это, депутаты Европарламента и должностные лица ЕС должны попытаться использовать оставшиеся государственные и частные связи – обычно начатые до 2014 года – с российскими правительственными и неправительственными организациями, чтобы способствовать установлению местонахождения, идентификации и репатриации украинских детей, депортированных в Россию.

3.3. Рекомендуемые действия для исследовательских структур

Уполномоченная Президента Украины по правам ребенка Герасимчук заявила в июне 2023 года: "Одна из самых больших проблем по возвращению детей – это проблема незнания того, кого мы ищем. [...] Вторая проблема заключается в том, что мы не знаем, где они. Их очень трудно найти. Россия делает все, чтобы их скрыть. Они сразу выдают детям российское гражданство, постоянно их перемещают или отдают детей на воспитание в семьи россиян, меняя им имена. Плюс они очень влияют на сознание детей. Поэтому даже проведя всего несколько месяцев в России, дети возвращаются с большими психологическими травмами"[92].

Отсутствие достоверной информации о судьбе перемещенных и депортированных детей является серьезной проблемой. Значительную часть соответствующих данных о российских перемещениях и депортациях пока нелегко собрать. Возможное привлечение российских исследователей в России и на оккупированных территориях Украины для поиска перемещенных детей и определения мест перемещений и депортаций влечет за собой личные риски для таких исследователей. Особенно это касается случаев, когда такие исследования финансируются западными правительственными и неправительственными организациями.

Однако архивные и полевые исследования на подконтрольной правительству территории Украины возможны и приветствуются. На сегодняшний день украинские органы власти и специализированные институты проводят их недостаточно, поскольку украинские финансовые и человеческие ресурсы остаются ограниченными во время войны. Кроме того, расследование открытых источников в России, таких как соответствующие аккаунты в ведущих российских социальных сетях, таких как "ВКонтакте" или "Одноклассники", все еще возможно. Ее можно проводить с небольшим риском из-за пределов России и подконтрольных Москве территорий в Украине. Правительственные, некоммерческие или даже коммерческие разведывательные службы и агентства могут быть использованы для получения доказательств, которые не являются легкодоступными через разведку из открытых источников. Отчеты ЙШОЗ за 2023 год или упомянутые выше хакерские операции KibOrg иллюстрируют, что сбор существенных данных в России, Беларуси и на оккупированных территориях все еще возможен[93].

Европарламент или другие институты ЕС должны заказать по меньшей мере три больших исследования, чтобы получить лучшую картину текущей ситуации:

  • Во-первых, в сотрудничестве с украинскими правительственными и неправительственными организациями следует создать полный реестр всех предположительно перемещенных и депортированных детей с персональными данными о них (включая информацию о ДНК). Инициатива в этом направлении уже была предложена в феврале 2023 года Европейской Комиссией, Польшей и ООН[94].
  • Во-вторых, следующий доклад должен быть построен по образцу (а) исследований преступлений во время Второй мировой войны и более поздних войн, а также (б) вышеупомянутых докладов ЙШОЗ[95]. Это означает, что как можно более детальное и масштабное исследование должно очертить методы, субъектов и пути незаконных перемещений, депортаций и усыновлений украинских детей Россией.
  • В-третьих, кросс-культурное и историческое исследование – параллельно с недавним сравнительно-правовым анализом Юлии Иоффе[96] – должно сравнить ход, результаты и последствия нынешней российской политики с другими случаями принудительной массовой депортации детей и их последующей отменой.

В итоге, эти три исследования обеспечат более основательную основу для разработки, формулировки и внедрения политических рекомендаций, чем существующая на сегодняшний день отрывочная аналитическая литература.

Как журналистские, так и научные исследования должны сосредоточиться на геноцидных намерениях, характере и результатах депортаций детей, осуществленных Россией. Многие наблюдатели все еще воздерживаются от применения понятия геноцида к действиям России в Украине с 24 февраля 2022 года[97]. Однако растет сообщество юристов, политологов и историков, которые классифицируют поведение Москвы в Украине как геноцид[98]. Сюда также относят российское перемещение и депортацию детей[99]. По примеру недавнего фундаментального юридического исследования того, насколько Конвенция о геноциде может быть применима к депортации и перемещению украинских детей Россией, следует поощрять, поддерживать и финансировать дополнительные экспертные исследования в этом направлении и дальнейшее распространение их результатов[100].

3.4 Рекомендуемые действия для СМИ и пиар-компании

Телерадиокомпании, информационные агентства, издательства, а также организации, занимающиеся связями с общественностью, художественные и другие организации играют важную роль не только в документировании и разъяснении вышеупомянутых вопросов. Они косвенно помогают в сдерживании и сворачивании политики перемещения и депортации, которую проводит Россия. В самой Украине предотвращение дальнейших перемещений и защита тех, кто живет в районах активных боевых действий и на оккупированных территориях, остается сложным вопросом.

В декабре 2021 – январе 2022 года УСПР уже предупреждал сначала украинское правительство, а затем украинскую общественность о том, что будущее широкомасштабное российское вторжение создаст специфические вызовы для эвакуации семей и детей[101]. Однако эти предупреждения не получили широкого распространения и не привели к достаточным мерам предосторожности. Сегодня национальные и международные СМИ должны проводить информационные кампании для семей: (а) поощрять их вовремя эвакуироваться, чтобы вывезти детей из опасных районов; и (б) предупреждать их, чтобы они не позволяли брать своих детей в любые организованные Россией "поездки на отдых" – без согласия или с согласия родителей.

Гораздо более сложным вызовом является то, как привлечь внимание все еще в значительной степени неосведомленной части международного сообщества к масштабам, серьезности и трагичности российской политики вывоза детей. До сих пор существует глубокий разрыв между, с одной стороны, экспертными знаниями, а с другой – общественной осведомленностью о российских депортациях и перемещении украинских детей. В то время как многие заинтересованные ученые, политики и дипломаты на Западе уже хорошо осведомлены, знакомство с этой скандальной ситуацией среди "простых" граждан европейских и других стран остается ограниченным[102]. Этот пробел необходимо заполнить, уделяя особое внимание странам т. н. Глобального Юга, где кремлевские нарративы о российско-украинской войне относительно популярны, однако публичного осуждения российской депортации детей все же можно достичь[103]. Специальные стипендии, премии, конкурсы, туры, встречи, воркшопы и т.д. для журналистов, редакторов, блогеров, издателей, экспертов, художников и т.д. должны способствовать созданию соответствующих аналитических, публицистических и художественных текстов, подкастов, а также видеоматериалов, которые будут более доступными и распространенными среди широкой общественности[104].


Экспертные интервью

Интервью с Дарьей Касьяновой, Украинская сеть за права ребенка (УСПР), Киев, 5 сентября 2023 года.

Интервью с Екатериной Рашевской, Региональный центр прав человека (РЦПЧ), Киев, 5 сентября 2023 года.

Интервью с Романом Романовым, Международный фонд "Возрождение", Киев, 5 октября 2023 года.


[1] Отчет был подготовлен в 2023 году и впервые опубликован на английском языке в феврале 2024 года как брифинг для Подкомитета по правам человека Европейского парламента. См: Policy Department for External Relations, ed., Forcible transfer and deportation of Ukrainian children: Responses and accountability measures, European Parliament, Brussels 2024, pp. 23-48. За несколькими исключениями, в отчете освещены только события до 10 октября 2023 года. Переводы у цитат выполнены автором. Автор благодарен за содержательные и редакционные советы Соне Чабане, Наталии Сальчук, Екатерине Рашевской, Татьяне Федосюк, Омару Ашуру, двум анонимным рецензентам из Европарламента и двум представителям The Reckoning Project. Однако ни одно из этих лиц и их организации не несут ответственности за любые ошибочные суждения, которые могут содержаться в этом отчете.

[2] Y. Ioffe, ‘Forcibly Transferring Ukrainian Children to the Russian Federation: A Genocide?’, Journal of Genocide Research, 2023.

[3] Поскольку во время войны с 2014 года имели место различные формы перемещения украинцев, в отчете можно уточнить, что речь идет о российском принудительном перемещении, то есть перемещении в пределах Украины, организованном не взрослыми родственниками детей, а российским правительством. Российская принудительная депортация прямо указывает на вывоз украинских детей, который не произошел в контексте добровольной миграции их ближайших взрослых родственников и/или других законных опекунов в Россию.

[4] A. Umland, 'Do Russians Love Their Children Too?' Transitions Online, 16 July 2012.

[5] C. Hawkins DeBose and E. DeAngelo, ‘The New Cold War: Russia’s Ban on Adoptions by U.S. Citizens’, Journal of the American Academy of Matrimonial Lawyers, Vol 28, 2015, pp. 51-77; T. Fedosiuk, ‘The Stolen Children: How Russia Attempts to Kidnap Ukraine’s Future’, International Centre for Defence and Security, 2023.

[6] OHCHR, ‘Report of the Independent International Commission of Inquiry on Ukraine’, Human Rights Council, Fifty-second session 27 February–31 March 2023, A/HRC/52/62, 15 March 2023.

[7] ICC, ‘Situation in Ukraine: ICC judges issue arrest warrants for Vladimir Vladimirovich Putin and Maria Alekseevna Lvova-Belova’, ICC Press Release, 2023.

[8] Yu. Ioffe, ‘Accountability measures for the forcible transfer and deportation of Ukrainian children’, in: Policy Department for External Relations, ed., Forced transfer and deportation of Ukrainian children: Responses and accountability measures, European Parliament, Brussels 2024, pp. 49-77.

[9] European Commission, ‘Ukraine: International Centre for the prosecution of Russia's crime of aggression against Ukraine starts operations today’, Directorate-General for Neighbourhood and Enlargement Negotiations, News Article, 3 July 2023.

[10] Інтерфакс, 'Єрмак обговорив з виконавчим директором ЮНІСЕФ співпрацю щодо припинення депортації окупантами українських дітей’, Інтерфакс-Україна, 25 квітня 2023 року; Ю. Усенко, ‘Діти війни: викрадення Росією маленьких українців як злочин геноциду’, Укрінформ, 7 лютого 2023 р.

[11] Правительство РФ, Деятельность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Марии Львовой-Беловой по защите детей во время специальной военной операции: Бюллетень, № 2, 13 октября 2023 г., с. 8.

[12] Общение с Екатериной Рашевской, Региональный центр прав человека (РЦПЧ), 16 октября 2023 года. Другой украинский юноша из этой депортированной мариупольской группы, 17-летний Богдан Ермохин, наоборот, пытался самостоятельно сбежать из России и вернуться в Украину в начале 2023 года. Однако во время побега Ермохин был задержан на белорусско-российской границе и возвращен обратно в Россию. См.: Д. Булавін, "Депортований із Маріуполя підліток намагався повернутися в Україну з Росії, його затримали на кордоні з Білоруссю - ЗМІ", Громадське, 4 квітня 2023 року. К осени 2023 года дело Ермохина стало широко известным не только в Украине, но и за рубежом. Очевидно, в ответ на международное посредничество и негативные сообщения в международных СМИ о Ермохине, Москва в конце концов освободила подростка, и он вернулся в Украину незадолго до своего 18го дня рождения в середине ноября 2023 года. См.: T. Peter, and Yu. Kovalenko, ‘Ukrainian teen returns to Ukraine after being taken to Russia from occupied Mariupol’, Reuters, 20 November 2023. Автор благодарен Татьяне Федосюк, которая указала на этот случай.

[13] См., напр: M. Kragh, and A. Umland, ‘Ukrainophobic Imaginations of the Russian Siloviki: The Case of Nikolai Patrushev, 2014-2023’, Centre for Democratic Integrity, 2023.

[14] O. Kunytskyi, ‘Ukraine's abducted children: "List of suspects will grow"’, Deutsche Welle, 25 March 2023; Д. Герасимчук, ‘Немає жодної міжнародної структури, яка б могла запропонувати дієвий механізм повернення з Росії наших депортованих дітей’, Інтерфакс-Україна, 19 червня 2023 року; S. Talaver, ‘Russia’s War Is a Failed Answer to Its Demographic Crisis’, Jacobin, 23 April 2023.

[15] Embassy of Ukraine to Ireland, ‘On illegal adoption of the orphaned children of Ukrainian nationality in Crimea’, News, 17 October 2014; Crimean Human Rights Group, ‘Illegal deportation of Ukrainian citizens from Crimea by Russian Federation. Working session 11: Humanitarian issues and other commitments’, Organization for Security and Co-operation in Europe, 19 September 2017: 'Более трех лет Украина не может получить от Российской Федерации информацию о судьбе более 4 000 детей-сирот, которые находились в детских домах Крыма на момент оккупации. Известно, что в октябре 2014 года несколько детей были вывезены из Крыма и переданы в семьи граждан России в рамках проекта "Поезд надежды". Однако российские власти отказываются предоставлять Украине какую-либо информацию о судьбе перемещенных детей и тех, кто остался в Крыму'.

[16] Напр.: Y. Ioffe, ‘Forcibly Transferring Ukrainian Children to the Russian Federation: A Genocide?’, Journal of Genocide Research, 2023.

[17] Parliamentary Assembly of the Council of Europe, ‘The forcible transfer and ‘russification’ of Ukrainian children shows evidence of genocide, says PACE’, News, 28 April 2023.

[18] Напр.: ‘В Україні започаткували рух Bring Back Kids UA за повернення депортованих дітей - Зарівна’, УкрІнформ, 15 травня 2023 року.

[19] Уряд України, ‘Діти війни’.

[20] І. Соломко, ‘Тисячі депортованих та викрадених українських дітей - заручники в руках Росії. Які механізми їхнього звільнення?’, Голос Америки, 17 березня 2023 року.

[21] Д. Герасимчук, op. cit.

[22] UN, ‘Deportation, Treatment of Ukraine’s Children by Russian Federation Take Centre Stage by Many Delegates at Security Council Briefing: Delegate Questions Moscow’s Position in International Community Once Conflict Ends’, United Nations Meetings Cover and Press Releases, SC/15395, 24 August 2023.

[23] Интервью с Дарьей Касьяновой, Украинская сеть за права ребенка (УСПР), Киев, 5 сентября 2023 года.

[24] ‘В Україні започаткували рух Bring Back Kids UA за повернення депортованих дітей - Зарівна’, УкрІнформ, 15 травня 2023 року.

[25] Лаборатория гуманитарных исследований ЙШОЗ, ‘Російська систематична програма перевиховання та всиновлення дітей з України’, Conflict Observatory, 2023.

[26] Лаборатория гуманитарных исследований ЙШОЗ, op. cit.

[27] Общение с Екатериной Рашевской, РЦПЧ, 16 октября 2023 года.

[28] K. Khoshnood, N.A. Raymond, C.N. Howarth et al., ‘Belarus’ Collaboration with Russia in the Systematic Deportation of Ukraine’s Children’, Conflict Observatory, 16 November 2023.

[29] A. Deutsch, 'Thousands of Ukrainian children taken to Belarus - Yale research', Reuters, 17 November 2023.

[30] К. Рашевська, ‘Операція "репатріація": як повернути примусово депортованих росією українських дітей?’, Higher School of Advocacy, 16 червня 2022 року.

[31] V. Bilkova, C. Hellestveit, and E. Steinerte, ‘Report on Violations and Abuses of International Humanitarian and Human Rights Law, War Crimes and Crimes Against Humanity, related to the Forcible Transfer and/or Deportation of Ukrainian Children to the Russian Federation’, OSCE, 4 May 2023, p. 19.

[32] Федеральный закон 'Об особенностях правового положения граждан Российской Федерации, имеющих гражданство Украины'.

[33] V. Bilkova, C. Hellestveit, and E. Steinerte, op. cit., p. 20.

[34] Интервью с Екатериной Рашевской, РЦПЧ, Киев, 5 сентября 2023 года.

[35] V. Bilkova, C. Hellestveit, and E. Steinerte, op. cit., p. 18.

[36] К. Рашевская, op. cit.

[37] Russian Foreign Affairs Ministry, ‘Unreliable information from the US Department of State’, Press Service, 12 September 2023; І. Балачук, "Дитячий омбудсмен РФ розповіла, як із Росії не випустили сироту з Маріуполя, який хотів додому", Українська правда, 4 квітня 2023 року.

[38] Общение с Екатериной Рашевской, РЦПЧ, 16 октября 2023 года.

[39] Embassy of Ukraine to Ireland, op. cit.; V. Bilkova, C. Hellestveit, and E. Steinerte, op. cit., p. 19.

[40] Лаборатория гуманитарных исследований ЙШОЗ, op. cit.

[41] Лаборатория гуманитарных исследований ЙШОЗ, op. cit.

[42] Этот рисунок различает принудительную депортацию в Россию, с одной стороны, и организованное государством перемещение на оккупированных территориях Украины, с другой. Здесь перечислены лишь отдельные должностные лица, причастные к принудительному перемещению, которое осуществляли сотни российских государственных служащих и активистов.

[43] Т. Fedosiuk, op. cit.

[44] ‘Депортація дітей: омбудсмен розповів, куди звертатися рідним і близьким’, Укрінформ, 1 лютого 2023 року.

[45] Міністерство закордонних справ України, ‘Заява МЗС України щодо депортації Росією українських громадян з Херсонської та Запорізької областей’, Прес-реліз, 2022.

[46] I. Vereshchuk, ‘Deputy PM Vereshchuk appeals to Russian commissioners to provide lists of Ukrainian orphans’, The New Voice of Ukraine, 19 March 2023.

[47] I. Ситникова, ‘Єрмак розкритикував МКЧХ за пасивну позицію щодо викрадення окупантами українських дітей’, Громадське, 9 листопада 2022 року.

[48] Європейська правда, ‘Держдеп відреагував на зустріч представниці генсека ООН із дитячим омбудсменом РФ’, Українська правда, 25 травня 2023 року.

[49] Общение с Екатериной Рашевской, РЦПЧ, 16 октября 2023 г.; UNGA, ‘Children and armed conflict: Report of the Secretary-General’, General Assembly Security Council Seventy-seventh session, A/77/895-S/2023/363, 5 June 2023.с

[50] Прес-служба Верховної Ради, 2023.

[51] Б. Скаврон, ‘Зеленський звернув увагу Папи Римського на викрадення в Україні дітей державою-агресоркою’, ТСН, 13 травня 2023 року.

[52] Президент, ‘Президент ознайомився з планом повернення незаконно депортованих Росією дітей Bring Kids Back UA та взяв участь у відкритті Центру захисту прав дитини', Президент України, 31 травня 2023 року.

[53] 'Help us trace and bring back home the forcefully deported children of Ukraine’, Bring Kids Back UA, 2023.

[54] Прес-центр "Україна", ‘Як росія краде дітей та незаконно переміщує громадян України: презентація аналітичного звіту Коаліції "Україна. П'ята ранку"’, Укрінформ, 16 січня 2023 року.

[55] KibOrg, "Міністерки-міністерви: хто причетний до викрадення дітей на Луганщині", KIBORG, 20 липня 2023 року; KibOrg, "База даних "Діти Донбасу": хто причетний до викрадення дітей у Маріуполі", KIBORG, 22 серпня 2023 року.

[56] Міністерство соціальної політики України, "Марина Лазебна разом з міністрами 6 країн ЄС звернулися зі спільною заявою про засудження незаконних дій Російської Федерації проти дітей України", Спільна заява, 2022.

[57] Human Rights Watch, ‘Joint statement on the forcible transfer, deportation, and adoption of children from Ukraine by Russia’, Reliefweb, 2023.

[58] EP, ‘Joint Motion For A Resolution on human rights violations in the context of the forced deportation of Ukrainian civilians to and the forced adoption of Ukrainian children in Russia’, 2022/2825(RSP), 14 September 2022.

[59] См., напр: I. Лисогор, ‘Європарламент засудив депортацію та насильницьке всиновлення українських дітей у Росії’, Лівий берег, 15 вересня 2022 року.

[60] EP, ‘Resolution of 16 February 2023 on one year of Russia’s invasion and war of aggression against Ukraine’, P9_TA(2023)0056, 2023. Так называемый 'Обмен мнениями' на тему 'Нарушение международного права человека и прав детей из Украины, принудительно депортированных или удерживаемых в России' состоялся 1 марта 2023 года в Подкомитете ЕП по правам человека. Комитет ЕП по вопросам занятости и социальных вопросов вместе с Комитетом по правовым вопросам провели совместные слушания 20-21 апреля 2022 года, на которых обсуждался риск незаконного усыновления украинских детей, находящихся под опекой в интернатных учреждениях.

[61] ‘ПАРЄ визнала геноцидом депортацію українських дітей до Росії’, Укрінформ, 27 квітня 2023 року.

[62] V. Bilkova, C. Hellestveit, and E. Steinerte, op. cit., p. 81; Радіо Свобода, ‘"Може вважатися злочином проти людяності": Звіт ОБСЄ про депортацію Росією українських дітей’, Радіо Свобода, 4 травня 2023 року.

[63] Андорра, Албания, Австралия, Босния и Герцеговина, Канада, Грузия, Гватемала, Исландия, Япония, Молдова, Монако, Черногория, Новая Зеландия, Северная Македония, Норвегия, Сан-Марино, Швейцария, Украина, Республика Корея, Великобритания и США.

[64] ‘Спільна заява у відповідь на засідання РФ за формулою Арріа щодо незаконної примусової депортації дітей Російською Федерацією в Україні', Міністерство закордонних справ України, 2023.

[65] Уряд України, op. cit.

[66] Гордон, ‘Україна й ООН підписали план щодо запобігання порушенням прав дітей в умовах агресії РФ’, Гордон, 19 серпня 2023 року.

[67] Л. Козлова, ‘Україна за допомогою третіх країн намагається повернути дітей, викрадених РФ - Подоляк’, Інформаційне агентство УНІАН, 19 липня 2023 року.

[68] Reuters, ‘Talks on repatriating Ukrainian children from Russia under way since at least April, source says’, Reuters, 19 July 2023.

[69] A. Mills, ‘Qatar helping four Ukrainian children go home from Russia to Ukraine’, Reuters, 16 October 2023.

[70] Уряд України, op. cit.

[71] М. Львова-Белова, "Экспертиза ДНК помогла вернуть ребенка бабушки из Украины", Telegram, 3 сентября 2023 г.; Russian Government, op. cit.

[72] Д. Герасимчук, op. cit.

[73] Там же.

[74] AP, ’Belarus Red Cross says it is involved in transfer of children out of Ukraine’, The Guardian, 20 July 2023.

[75] Y. Karmanau, ‘Belarus Red Cross sparks outcry after its chief says it brought Ukrainian children to Belarus’, AP News, 19 July 2023.

[76] ATN, "Истории детей Донбасса: Впечатления от Беларуси. Главный эфир", АТН: новости Беларуси и мира, 23 июля 2023 года [видео уже удалено].

[77] Council of the European Union, ‘Council conclusions on the fight against impunity regarding crimes committed in connection with Russia’s war of aggression against Ukraine’, 15237/22, 29 November 2022.

[78] A. Mills, op. cit.; Reuters, op. cit.

[79] Некоторые наблюдатели, однако, считают, что обвинять и стыдить следует позже. Сейчас следует сосредоточиться на возвращении детей, которые являются не только жертвами геноцидальной российской политики, но и ее свидетелями. Последнее обстоятельство может быть дополнительной причиной нежелания Москвы и российских семей возвращать депортированных и, возможно, уже усыновленных украинских детей в Украину. Интервью с Романом Романовым, Международный фонд "Возрождение" в Киеве, скайп, 5 октября 2023 года.

[80] Укрінформ, ‘Ватикан може допомогти Україні визволенням полонених і поверненням дітей - Єрмак’, Укрінформ, 27 червня 2023 року.

[81] Интервью с Романом Романовым, Международный фонд "Возрождение" в Киеве, скайп, 5 октября 2023 года.

[82] РЦПЛ, ‘Репатріація та повернення в Україну відповідатиме принципу найкращих інтересів дитини - правозахисниця’, Регіональний центр прав людини, 2023.

[83] EP, op. cit.; Parliamentary Assembly of the Council of Europe, op. cit.

[84] Сенат США, 'A resolution condemning the deportation of children from Ukraine to the Russian Federation and the forced transfer of children within territories of Ukraine that are temporarily occupied by Russian forces', S.Res.158, 8 June 2023; Narodna Rada Slovenskej Republiky, 'NRSR: Parlament odsudil zlociny pachane na ukrajinskych zenach a detoch', 28 March 2023.

[85] Интервью с Екатериной Рашевской, РЦПЧ, Киев, 5 сентября 2023 года; Пресслужба Верховної Ради, op. cit.

[86] 'How to bring deported children back home from Russia’, European Parliament, 13 November 2023. See also: ‘Cofundador Salvar Ucrania califica de "genocidio" deportaciones ninos ucranianos a Rusia Este contenido fue publicado el 13 noviembre 2023’, Swissinfo.ch, 13 November 2023.

[87] РЦПЛ, указ. соч.

[88] ‘EU response to Russia's invasion of Ukraine’, Council of the European Union, n.d.

[89] Общение с Татьяной Федосюк, Международный центр обороны и безопасности (ICDS) в Таллинне, 30 октября 2023 года.

[90] РЦПЛ, указ. труд.

[91] Интервью с Дарьей Касьяновой, Украинская сеть за права ребенка (УСПР), Киев, 5 сентября 2023 года.

[92] Д. Герасимчук, op. cit.

[93] Лаборатория гуманитарных исследований ЙШОЗ, op. cit.

[94] A. Krzysztoszek, ‘Poland, Commission launch initiative to trace abducted Ukrainian children’, Euractiv, 1 March 2023.

[95] Лаборатория гуманитарных исследований ЙШОЗ, op. cit.

[96] Y. Ioffe, op. cit.

[97] Например, V. Bilkova, C. Hellestveit and E. Steinerte, op. cit.

[98] Например, D. Azarov, et al., ‘Understanding Russia’s Actions in Ukraine as the Crime of Genocide’, Journal of International Criminal Justice, Vol 21, No 2, 2023, pp. 233-264; Y. Diamond, ‘An Independent Legal Analysis of the Russian Federation’s Breaches of the Genocide Convention in Ukraine and the Duty to Prevent’, New Lines Institute for Strategy and Policy, May 2023; O. Luchterhandt, ‘Volkermord in Mariupol?: Russlands Kriegsfuhrung in der Ukraine‘, Osteuropa, 14 April 2022; M. Shaw, ‘Russia’s Genocidal War in Ukraine: Radicalization and Social Destruction', Journal of Genocide Research, 2023, pp. 1-30.

[99] например, J. M. Chodakiewicz and M. Perdue, ‘Another Genocide: Russia kidnaps Ukraine’s children’, Institute of World Politics, 2022; V. Havrylov, ‘Russia’s mass abduction of Ukrainian children may qualify as genocide’, Atlantic Council, 2023; Regional Center for Human Rights and the Lemkin Institute for Genocide Prevention, ‘Responsibility of Russian Federation Officials for Genocide in Ukraine, in particular, for Forcibly Transferring Children of the Group to Another Group’, Lemkin Institute for Genocide Prevention, 2022.

[100] Y. Ioffe, op. cit.

[101] Интервью с Дарьей Касьяновой, Украинская сеть за права ребенка (УСПР), Киев, 5 сентября 2023 года.

[102] Для иллюстрации: в 2020 году ООН опубликовала подробный отчет о печально известной тюрьме пыток "Изоляция" в оккупированном Россией Донецке и ужасном обращении с мужчинами и женщинами, которые там находятся. Однако доклад был в значительной степени проигнорирован неукраинскими средствами массовой информации. OHCHR, ‘Report on the human rights situation in Ukraine 16 November 2019 to 15 February 2020’, Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights Report, 2020. Лишь примерно через год о тюрьме и ситуации в ней стало широко известно за пределами Украины, когда один из бывших заключенных "Изоляции", Станислав Асеев, начал публиковать на западных языках статьи, интервью и книги о своем двухлетнем опыте пребывания в ней. См., напр.: S. Aseyev and A. Umland, ‘Prisoners as Political Commodities in the Occupied Areas of the Donbas’, SCEEUS Reports on Human Rights and Security in Eastern Europe, № 2, 2021; S. Aseyev, The Torture Camp on Paradise Street, Harvard Ukrainian Research Institute, Cambridge, 2022.

[103] G. Khadiagala, ‘An African Peace Initiative in the Russia-Ukraine War?’, PRIF blog, 21 July 2023.

[104] Напр.: W. Klitschko and T. Kiel, Gestohlene Leben: Die verschleppten Kinder der Ukraine, Heyne, Munchen, 2023; Online.ua, ‘Abducted Childhood: Documentary’, Youtube, June 2023; Vice News, 2023, ‘Stealing Ukraine's Children: Inside Russia’s Camps’, Youtube, June 2023.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter